Смена лидеров на рынке складской недвижимости: многоканальный ритейл занимает треть сделок

Интерьер современного складского комплекса с высокими стеллажами и паллетами — пример логистической инфраструктуры, востребованной многоканальными ритейлерами

По итогам первого полугодия 2025 года многоканальные ритейлеры впервые с 2020 года стали главными арендаторами складов в России, обогнав e-commerce. Это сигнал о перераспределении логистических приоритетов на фоне замедления экономики.

Перераспределение спроса: e-commerce отступает

Согласно аналитике IBC Real Estate, в первом полугодии 2025 года совокупный объем сделок на российском рынке складской недвижимости (аренда + покупка) составил 1,7 млн м² — это на 51% меньше, чем годом ранее (3,4 млн м²).

На фоне общего снижения активности, многоканальные ритейлеры стали единственным сегментом, показавшим рост:

  • их доля в структуре спроса достигла 35% (607 тыс. м²) — в 1,5 раза выше, чем в аналогичном периоде прошлого года (406 тыс. м²);

  • впервые с 2020 года они вышли на первое место, сместив с лидирующих позиций онлайн-операторов, чья доля в 2024 году достигала 60% от всех сделок.

E-commerce теряет долю:

  • объем сделок в сегменте снизился до 519 тыс. м², что составляет только 30% от общего спроса;

  • в годовом выражении падение составило 75%.

Причина — стратегическая перестройка: крупные онлайн-компании перешли от наращивания складского портфеля к оптимизации логистики и повышению эффективности уже существующих мощностей.

География: Москва — вниз, регионы — в фокусе

Москва и Московская область сохранили лидирующие позиции, но также показали снижение:

  • объем сделок составил 891 тыс. м² (−42% г/г).

В других регионах падение еще глубже:

  • Санкт-Петербург и Ленобласть: 70 тыс. м² (−76%);

  • ключевые региональные хабы: 312 тыс. м² (−57%);

  • развивающиеся хабы: 440 тыс. м² (−50%), при этом они удерживают второе место по объему сделок благодаря активности федеральных сетей.

Многоканальные ритейлеры особенно активно работают в развивающихся регионах — на них приходится 87% спроса в этом сегменте.

Причины трансформации: от ажиотажа к прагматизму

Пик экспансии e-commerce пришёлся на 2021–2023 годы — драйверами были рост онлайн-торговли и необходимость в быстрой доставке. В 2025 году спрос сместился от экстенсивного роста к качественной консолидации:

  • e-commerce: сокращает издержки, оптимизирует маршруты и SLA, работает над окупаемостью;

  • многоканальные ритейлеры: укрепляют физическое присутствие в регионах, интегрируют офлайн и онлайн логистику, развивают сеть кросс-доков и РЦ.

«Спрос от ажиотажного перешел в стадию стабильного. Сейчас ключевыми арендаторами остаются федеральные продуктовые сети и онлайн-операторы, инвестирующие в современные складские решения и ускорение доставки», — комментирует Евгений Бумагин, член совета директоров IBC Real Estate.

Прогноз: стабилизация с понижением

Согласно оценке IBC Real Estate, по итогам 2025 года объем сделок составит около 4,5 млн м², что будет на 28% ниже, чем в 2024 году (6,3 млн м²). Аналитики ожидают, что рынок будет находиться в фазе сбалансированной стабилизации как минимум до 2027 года — при смещении акцентов с роста на эффективность.

Вывод для участников рынка

Для логистических операторов, девелоперов и инвесторов текущая ситуация — это возможность:

  • пересобрать продуктовую стратегию под новые сегменты спроса;

  • переоценить структуру логистической сети;

  • сделать ставку на развивающиеся хабы и региональные РЦ, где активны ритейлеры с широкой мультиканальной моделью.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости