Снижение порога по НДС: последствия для малого ритейла и арендаторов ТЦ

Почти пустой торговый центр с закрытыми витринами и маленьким островком, где предприниматель считает бумаги, иллюстрация давления НДС на малый ритейл и арендаторов ТЦ.

Розничный бизнес готовится к масштабной налоговой перезагрузке. В рамках бюджетного пакета Минфина планируется снизить максимальный порог выручки, при котором организации и ИП на упрощённой системе могут не платить НДС, с 60 млн до 10 млн руб. в год.

Для бюджета это возможность сократить схемы дробления бизнеса и расширить базу по НДС. Для малых ритейлеров и арендаторов торговых центров — риск резкого падения рентабельности и новой волны закрытий.

Суть реформы: от борьбы с дроблением к росту числа плательщиков НДС

Снижение порога выручки для освобождения от НДС — часть бюджетного пакета, внесённого Минфином и уже принятого Госдумой в первом чтении. Предполагается, что доля плательщиков НДС в секторе малого и среднего бизнеса вырастет с 3,6% до 15%.

Формальный мотив — борьба с дроблением бизнеса, когда один фактический ритейлер оформляет несколько юрлиц или ИП, чтобы не выходить за текущий лимит в 60 млн руб. по выручке.

Премьер-министр Михаил Мишустин ранее говорил, что порог для небольших и средних предприятий будет снижаться поэтапно: до 20 млн руб. в 2026 году, 15 млн руб. в 2027-м и 10 млн руб. в 2028-м.

Российский совет торговых центров (РСТЦ) предлагает более мягкую шкалу:

  • 40 млн руб. — на 2026 год;

  • 25 млн руб. — на 2027 год;

  • 10 млн руб. — на 2028 год.

Управляющий директор РСТЦ Олег Войцеховский направил соответствующее письмо председателю Госдумы Вячеславу Володину, настаивая на трёхлетнем плавном переходе, а не «обрыве» с 60 до 10 млн руб.

Кто в зоне риска: «острова», несетевой общепит и бытовые услуги

По оценкам РСТЦ, изменения могут затронуть до 30% ритейлеров и более 50% поставщиков услуг, работающих в торговых центрах.

Речь идёт в первую очередь о наиболее уязвимых форматах:

  • небольшие несетевые кафе и фуд-корнеры;

  • «острова» и киоски в галереях ТЦ;

  • мастерские, сервисные точки, бытовые услуги;

  • маленькие магазины одежды, обуви, подарков.

Их устойчивость и без того ограничена. По оценке Института развития предпринимательства и экономики, выживаемость малых офлайн-магазинов на 30–50% ниже, чем в среднем по сектору МСП. До 90% несетевых заведений общепита закрываются менее чем через год, так и не выйдя на самоокупаемость.

Дополнительная налоговая нагрузка в форме НДС при сохранении текущих ставок аренды и операционных расходов для многих таких бизнесов станет критической.

Эффект домино для торговых центров и их поставщиков

НДС затронет не только арендаторов, но и весь периметр расходов ТЦ.

Олег Войцеховский подчёркивает: после реформы для предпринимателей разом подорожают услуги клининга, безопасности, технического обслуживания и другие сервисы, которые оказывают компании, также попадающие под новые пороги по НДС.

Это означает:

  • рост операционных расходов торговых центров;

  • давление на ставки аренды и эксплуатационные платежи;

  • последующий рост цен в рознице и общепите.

Чем выше будет налоговая нагрузка на подрядчиков и арендодателей, тем меньше у них останется мотивации поддерживать «тонкий слой» малых арендаторов, которые обеспечивают разнообразие предложения, но работают на минимальной марже.

РСТЦ оценивает потенциальную потерю рабочих мест в торговых центрах в случае жёсткого перехода примерно в 1,2 млн человек.

Позиция власти: бюджет прежде всего

Часть отраслей уже сумела получить послабления по отдельным нормам бюджетного пакета. Так, IT-компании сохранили льготу по НДС на реализацию российского ПО и запланированные льготы по страховым взносам.

Однако перенос этого сценария на розничную торговлю выглядит маловероятным. Старший юрист практики налогового права Игорь Ткач напоминает: основной фокус изменений — балансировка доходов и расходов бюджета за счёт усиления фискальной нагрузки.

Вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин тем не менее надеется, что для МСП в недвижимости удастся добиться хотя бы льгот по социальным взносам. Такая мера носила бы выраженный социальный характер, позволяя сохранить уровень зарплат и часть занятости.

Что это значит для логистики и цепей поставок ритейла

Для портала о логистике ключевой вопрос — не только налоговая нагрузка, но и влияние реформы на конфигурацию розничной сети и товарных потоков.

1. Ускорение укрупнения сетей

Резкое снижение порога по НДС сделает малым форматам сложнее конкурировать с крупными федеральными и региональными игроками, уже живущими в режиме «полного» НДС.

  • части независимых операторов будет проще продаться сети или выйти с рынка;

  • доля крупных игроков в обороте ТЦ вырастет, а число точек — сократится.

Для логистики это означает дальнейшую централизацию закупок и складской инфраструктуры, укрупнение партий и, вероятно, оптимизацию числа доставочных маршрутов в пользу крупных форматов.

2. Риски «пустых» площадей и переразмещения потоков

Закрытие части малых арендаторов приведёт к росту вакантности в торговых центрах, особенно в регионах. Загрузка существующих точек продаж станет более неоднородной: сильные локации сохранят трафик, слабые — потеряют.

Для поставщиков это потребует:

  • пересмотра схем распределения товаров между объектами;

  • сокращения или укрупнения отдельных маршрутов;

  • возможного перехода на более гибкие форматы доставки (кросс-докинг, консолидация мелких заказов).

3. Переток спроса в онлайн и изменение последней мили

Рост цен и сокращение офлайн-предложения в части нишевых категорий стимулируют покупателя уходить в e-commerce, где ассортимент шире, а цена зачастую ниже за счёт другой модели затрат.

Это усилит:

  • нагрузку на фулфилмент-центры маркетплейсов и интернет-ритейла;

  • спрос на гибкие форматы городской логистики (дарксторы, пункты выдачи, постаматы);

  • требования к прозрачности цепочек поставок и управлению возвратами.

4. Новые требования к финансовому и налоговому планированию в логистике

Компании, совмещающие торговлю и логистику (дистрибьюторы, 3PL-операторы с собственной розницей), вынуждены будут:

  • по-новому выстраивать юридическую структуру бизнеса и управлять лимитами выручки по разным юрлицам;

  • пересматривать договоры с подрядчиками, арендаторами и арендодателями с учётом НДС;

  • уделять больше внимания налоговому моделированию при выборе схем поставок и локаций складов.

Зачем рознице нужен «мягкий переход»

Аргументы РСТЦ в пользу поэтапного снижения порога НДС сводятся к необходимости:

  • дать малому бизнесу время адаптировать модели ценообразования и затрат;

  • позволить рынку арендовать, переупаковывать и частично консолидировать форматы без шока для занятости;

  • снизить риск обвального роста цен из-за одномоментного включения НДС во все цепочки расходов.

Для государства это вопрос не только фискальный, но и социальный: слишком резкое ужесточение может привести к локальным «пустыням розницы» — особенно в малых городах, где ТЦ и так играют роль центров притяжения сервиса и занятости.

Вместо вывода

Российский розничный сектор стоит на пороге крупной налоговой реформы, которая должна решить проблему дробления бизнеса и увеличить доходы бюджета. Но в текущей конфигурации она несёт существенные риски для малых ритейлеров и сервисных компаний, работающих в торговых центрах.

Для участников цепей поставок это сигнал к пересмотру стратегии: от структуры розничной сети и форматов сотрудничества с ТЦ до планирования складов, маршрутов и финансовой модели.

Те игроки, кто заранее просчитает сценарии с разными порогами НДС и заложит в логистику гибкость — по каналам, формату точек и юридической структуре,— смогут пройти период налогового «перехода» с меньшими потерями и использовать его как шанс для усиления позиций на рынке.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости