Закон о торговле для всех? Ритейлеры настаивают на единых правилах для маркетплейсов

Российский рынок розничной торговли столкнулся с новым витком дискуссии: стоит ли распространить требования закона о торговле (381-ФЗ) на маркетплейсы, торгующие продуктами питания? Крупные офлайн-игроки, в том числе X5 Group, считают, что цифровые платформы получают конкурентные преимущества за счёт действующего правового вакуума. Маркетплейсы, напротив, настаивают: «старое» регулирование неприменимо к онлайн-каналам.

Суть конфликта

Предложение X5 Group — обязать маркетплейсы, реализующие продукты питания, соблюдать те же нормы, что и классические розничные сети. В первую очередь это:

  • запрет на возврат нераспроданных товаров поставщикам;

  • запрет на требование компенсации за утилизацию остатков;

  • ограничение на бонусы, скидки и прочие вознаграждения, получаемые от производителей.

Сегодня большинство маркетплейсов действуют по агентским схемам, что позволяет им избежать вышеуказанных ограничений.

«Маркетплейсы работают без сопоставимых затрат и обязательств перед поставщиками, которые несут офлайн-сети», — подчеркивает председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов.

В то же время, маркетплейсы, принадлежащие ритейлерам (например, «Впрок» от X5), уже вынуждены соблюдать закон — что, по мнению участников рынка, создает неравные условия конкуренции.

Почему офлайн-сети настаивают на пересмотре

  • Убытки от возвратов: маркетплейсы могут возвращать непроданный товар, в то время как розничные сети обязаны его выкупать.

  • Расходы на утилизацию: цифровые платформы требуют, чтобы их покрывали поставщики, тогда как офлайн-игроки оплачивают сами.

  • Ограничения по вознаграждениям: закон ограничивает бонусы, скидки, «премии за полку», что не всегда распространяется на онлайн.

«Сейчас отсутствует равноправие в правилах, что мешает честной конкуренции», — считает Иван Федяков, основатель INFOLine.

Что говорят регуляторы

Правительство рассматривает предложения в рамках подготовки нового законопроекта о платформенной экономике. По словам представителя аппарата вице-премьера Дмитрия Григоренко, подход должен быть «комплексным и учитывать интересы всех сторон».

Владимир Волошин (Минэкономразвития) подтверждает: следует не просто «навесить» старые нормы, а адаптировать регулирование к цифровой реальности, устранив при этом устаревшие барьеры для офлайн-сетей.

Минпромторг, в свою очередь, изучает возможность разрешить агентские схемы и для розничных сетей — особенно при работе с локальными поставщиками и фермерами.

Что не устраивает маркетплейсы

  • Отсутствие определения «маркетплейс» в законе мешает правоприменению.

  • Автоматизация и динамика работы цифровых платформ не вписываются в принципы 381-ФЗ.

  • Ограничения на скидки, выдачу, условия возвратов снижают эффективность и инновационность.

«Единые правила — это важно. Но не стоит переносить офлайн-регулирование на онлайн-модели без адаптации», — заявили в Ассоциации цифровых платформ.

По мнению Артема Соколова (АКИТ), закон о торговле в его нынешнем виде не просто неэффективен для онлайн, но и препятствует конкуренции и доступу МСБ к рынку.

Что дальше?

Разработка закона о платформенной экономике может изменить всю структуру ритейла:

  • Маркетплейсы получат правовой статус и понятные правила игры.

  • Офлайн-ритейлеры смогут использовать гибкие модели (включая агентские схемы).

  • Будет введён контроль над злоупотреблениями рыночной властью.

Однако переход к «общим правилам» потребует не только политической воли, но и чёткого баланса между интересами потребителей, производителей, платформ и классического ритейла.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости