Курьеры уехали в регионы: что происходит с рынком доставки в России

Курьерская доставка в малом городе России: расширение логистической инфраструктуры за пределами мегаполисов

Курьерский рынок в России растёт — но не так быстро, как раньше. Несмотря на рост числа компаний и объёма оказанных услуг, сегмент начинает перестраиваться: потребители переходят на пункты выдачи, ритейлеры развивают собственную логистику, а конкуренция за курьеров обостряется.

Рост продолжается, но темпы замедляются

По данным Rusprofile, на конец сентября 2025 года в России зарегистрировано 16,1 тыс. курьерских компаний, что на 16% больше, чем годом ранее. Количество новых регистраций выросло на 12% (до 4,3 тыс.).

Объём оказанных курьерских услуг, по данным Росстата, составил 49,8 млрд рублей за 9 месяцев 2025 года — прирост +26,7%. Для сравнения: по итогам 2024 года рост составлял 36% — темпы замедляются.

Причины:

  • Снижение динамики e-commerce.

  • Развитие альтернативных каналов доставки.

  • Рационализация расходов со стороны потребителей.

e-Grocery: флагман и тормоз одновременно

Сегмент доставки продуктов питания остаётся главным драйвером. По оценке Ассоциации компаний интернет-торговли, рост e-grocery в 2025 году в целом по России — 50–60%, а в отдельных регионах — до 80–90%. Однако:

По прогнозу Data Insight, в 2026 году темп замедлится до 33%, объём составит 1,6 трлн руб.

Причины замедления:

  • Рост операционных расходов (персонал, «последняя миля», возвраты).

  • Стремление потребителей к экономии — всё чаще выбор падает на ПВЗ, а не доставку.

Пункты выдачи — новая норма

По данным Яндекс Карт, на октябрь 2025 года в стране работает 20,8 тыс. пунктов выдачи заказов (ПВЗ) — это +37% к прошлому году.

По мнению Александра Тимофеева (Pony Express), именно смена модели получения заказов сказывается на росте рынка доставки:

«Потребители предпочитают ПВЗ, а не курьерскую доставку. Это дешевле и даёт больше гибкости».

Своя доставка вместо аутсорсинга

Ритейлеры всё чаще отказываются от услуг внешних курьерских компаний в пользу собственной логистики. Причины:

  • Контроль качества и сроков.

  • Интеграция с бизнес-процессами.

  • Гибкость в периоды пикового спроса.

В СДЭК отмечают, что при росте оборота инвестиции в собственную курьерскую сеть становятся более выгодными, чем аутсорсинг.

Кадры решают всё — и дорожают

Ключевая проблема — дефицит персонала. По данным SuperJob:

  • Средняя зарплата курьеров в Москве в октябре 2025 — 132 тыс. руб.

  • Рост за год — +38%.

По словам Александра Митюкова (ассоциация ТЛК), конкуренция за кадры остаётся высокой, что увеличивает давление на маржинальность.

Консолидация и сделки: рынок взрослеет

На фоне роста расходов и конкуренции малые и средние игроки объединяются с крупными. Примеры:

  • Поглощение службы доставки Boxberry компанией «Яндекс» (апрель 2025).

  • Альянсы между региональными операторами и крупными e-commerce-платформами.

Сергей Волчков («Курьер Сервис Экспресс»): «Это позволяет мелким компаниям выживать, а крупным — усиливать позицию на рынке и расширять услуги».

Алексей Мерзляков (DPD) считает, что с рынка в перспективе уйдут как мелкие, так и избыточные крупные операторы, а рынок сосредоточится вокруг нескольких лидеров.

Выводы для логистических компаний и ритейлеров

  1. Рынок доставки в регионах растёт, но потребитель становится рациональнее — выбирает ПВЗ.

  2. Собственная логистика становится преимуществом, особенно для крупных ритейлеров.

  3. Дефицит курьеров и рост зарплат усиливают давление на издержки.

  4. Консолидация рынка неизбежна: игрокам нужно либо масштабироваться, либо искать альянсы.

  5. Экспресс-доставка и гибридные модели сохраняют перспективу — но при высокой операционной эффективности.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости