Ozon объявляет неаудированные финансовые и операционные результаты за третий квартал 2022 года. Компания достигла положительной скорректированной EBITDA в размере 1,6 млрд рублей, а также более чем в два раза нарастила оборот маркетплейса.
Финансовые показатели
За отчетный период оборот компании (GMV с учётом сервисов и за вычетом возвратов) вырос на 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 188,1 млрд рублей. При этом оборот маркетплейса, т.е. продажи продавцов, показали рост более чем в 2 раза (на 104%) до 147,1 млрд рублей. За 9 месяцев 2022 года оборот компании прибавил 98% год к году и достиг 536,2 млрд рублей.
Валовая прибыль в третьем квартале выросла в 2,4 раза год к году и составила 36,6 млрд рублей. Показатель скорректированной EBITDA второй квартал подряд остается положительным — он составил 1,6 млрд рублей против отрицательного показателя в 11,3 млрд рублей годом ранее.
Чистый убыток за третий квартал составил 20,7 млрд рублей, из которых 10,8 млрд – это разовый эффект от признания убытка в связи с пожаром на складе на Новой Риге в Московской области. Без учета этого фактора чистый убыток снизился на 29% год к году и составил 9,9 млрд рублей.
Ozon показал положительный свободный денежный поток — 0,9 млрд рублей в 3 квартале 2022 года по сравнению с отрицательным значением 14,6 млрд рублей в 2021. Денежные средства, их эквиваленты и краткосрочные депозиты на 30 сентября 2022 года остались на прежнем по сравнению с состоянием на 30 июня 2022 года уровне в валютном эквиваленте — $1,1 млрд.
Финансовый директор Ozon Игорь Герасимов: “Второй квартал подряд компания показывает положительную рентабельность по EBITDA — продолжает работать эффект масштаба и наши усилия по повышению эффективности, которые мы предпринимаем с конца прошлого года. Кроме того, на экономику положительно влияет развитие нашей рекламной платформы, которая востребована внешними рекламодателями, а также рост популярности финтех-инструментов.
По результатам первых 9 месяцев мы ожидаем, что нам удастся показать рост оборота не меньше 80% по итогам года. При этом мы продолжим сочетать рост оборота и повышение рентабельности, это остается нашим приоритетом”.
Продавцы, покупатели и инфраструктура
В третьем квартале увеличился важный для e-commerce показатель — частотность заказов. Она выросла на 56% год к году и составила 11,7 заказов на покупателя в год, то есть примерно один заказ в месяц. Также приросло и число активных покупателей — до 32,7 млн. (+54% год к году). Оба эти фактора привели к росту числа заказов в третьем квартале почти вдвое (+91% год к году) — до 107,5 млн.
Количество активных продавцов — тех, кто не просто зарегистрирован на маркетплейсе, но имеет продажи за последний год — превысило 180 000. Это более чем в 3 раза больше, чем в третьем квартале 2021 — компания успешно привлекает средний и малый бизнес из регионов, а также самозанятых. Доля маркетплейса в обороте достигла 78%, то есть почти 80 рублей из 100 — это продажи продавцов.
Категория Apparel (включает одежду, обувь и аксессуары), которая стала одним из ключевых фокусов Ozon в этом году, в третьем квартале 2022 года выросла почти в 4 раза год к году: на нее приходился почти каждый третий товар на площадке — 43 млн товарных позиций из более чем 150 млн общего ассортимента.
На конец третьего квартала брендированная сеть точек самовывоза — пунктов выдачи и постаматов — включала более 23 000 точек. Логистические площади насчитывают более 1,2 млн квадратных метров. В третьем квартале они выросли, в том числе, за счет досрочного запуска фулфилмент-центра в подмосковном Пушкино, а также запуска логистического хаба в Нижнем Новгороде.