
С 2026 года в России вступает в силу закон о платформенной экономике. Для его реализации формируется реестр цифровых платформ, в который попадут крупнейшие маркетплейсы, агрегаторы такси, доставки, услуг. Это открывает доступ к легальному сотрудничеству с самозанятыми, но влечёт и новые обязанности. Разбираемся, как будут работать новые правила, и кто попадёт под регулирование.
Что произошло: суть изменений
Правительство РФ утвердило критерии включения цифровых платформ в специальный реестр, необходимый для реализации положений закона «О платформенной экономике», вступающего в силу с 1 октября 2026 года.
Согласно проекту постановления Минэкономразвития, в реестр будут включены:
Платформы с аудиторией более 100 тыс. уникальных пользователей в сутки
и
Либо с 10 тыс. партнеров, либо с суммарным объемом сделок более 50 млрд руб. в год
Для иностранных платформ достаточно соответствовать только аудиторному критерию — при этом они будут обязаны создать представительство в России («приземление»).
Почему это важно для бизнеса
1. Доступ к самозанятым
Закон закрепляет гражданско-правовой характер отношений между платформами и самозанятыми. Только включенные в реестр компании смогут работать с самозанятыми без трудовых договоров. Вне реестра — только трудовые отношения с полным соцпакетом и налоговой нагрузкой.
Это критично для:
-
маркетплейсов с фулфилментом через самозанятых (фриланс-доставка, частные сборщики),
-
платформ такси, доставки еды, домашних услуг,
-
онлайн-сервисов, работающих с репетиторами, фрилансерами, мастерами и т.д.
2. Новые обязанности
Попадание в реестр влечёт за собой выполнение широкого перечня требований:
Обязательства цифровых платформ | Подробности |
---|---|
Проверка партнёров | Подтверждение через ЕСИА или госреестры |
Досудебное урегулирование | Система рассмотрения претензий пользователей |
Прозрачность договоров | Уведомление о любых изменениях условий и скидок |
Честная сортировка | Запрет на искусственное продвижение/скрытие товаров |
Коммуникация | Обеспечение связи покупателя с продавцом по вопросам возврата |
«Реестр позволит выстроить прозрачные условия как для добросовестной конкуренции и развития предпринимательства, так и для безопасности потребителей», — Владимир Волошин, Минэкономразвития.
Кто попадёт в реестр: первые кандидаты
В Минэкономразвития ожидают, что на первом этапе в реестр войдут около десяти крупнейших платформ. Формально это может включать:
-
Яндекс.Маркет
-
OZON
-
Wildberries
-
Яндекс Go
-
СберМаркет
-
VK Услуги
-
Delivery Club
-
AliExpress Russia
-
Авито
-
агрегаторы перевозок и логистических услуг
Решение о включении будет принимать Минэкономразвития на основе данных ФНС, ФАС и Mediascope. Возможна и подача заявки «по инициативе» самой платформы.
Осложнение: критерии могут исключить важные сегменты
Представители отрасли предупреждают: установленные критерии ориентированы на товарные маркетплейсы, а для платформ в сфере услуг объем транзакций в 50 млрд руб. нерелевантен.
«Услуговые платформы работают с иными объёмами, но играют значимую роль в своих сегментах. Критерии требуют доработки с учетом специфики», — Андрей Шаронов, Ассоциация цифровых платформ.
Что с иностранными игроками?
Для трансграничных платформ (включая китайские и международные площадки) достаточно будет соответствовать порогу в 100 тыс. пользователей.
Однако — после включения в реестр они обязаны зарегистрировать юрлицо в РФ (механизм «приземления»).
На Всемирной выставке цифровой торговли в Ханчжоу в сентябре 2025 года обсуждалась возможная адаптация закона к китайским площадкам, работающим с российскими пользователями. Подробности встречи не раскрывались.
Что это значит для отрасли
-
Формируется единый правовой режим для платформенной экономики
-
Компании вынуждены определиться со статусом до 2 ноября 2026 года
-
Вне реестра — ограниченный доступ к самозанятым и дополнительные юридические риски
-
Внутри реестра — больше прозрачности, но и больше обязательств
Выводы для логистики и e-commerce
-
Компании, использующие краудсорсинг, микрологистику или самозанятых, должны заранее готовиться к регистрации в реестре.
-
Для платформ доставки, такси, ремонта, репетиторства и фриланса — риски выхода из правового поля, если критерии не будут адаптированы.
-
Включение в реестр — это не только формальность, но и инфраструктурный сдвиг: от структурирования процессов до пересмотра договорной базы и IT-систем.
-
Для иностранных игроков — вопрос выхода на российский рынок в юрисдикции. Это усиливает контроль и защиту локального рынка.