ЕС перед посылочным кризисом

Как взыскать 7 млрд евро с интернет-торговли

Людмила ПРИБЫЛЬСКАЯ

Евросоюз решил положить конец налоговой вольнице в интернет-торговле: с 1 января 2021 года налог на добавленную стоимость (НДС) применяется для коммерческих отправлений из третьих стран начиная с суммы 22 евро, а с 1 июля все отправления будут тотально облагаться налогом на добавленную стоимость. Таким образом Еврокомиссия рассчитывает получить дополнительно 7 млрд евро, но как с новыми правилами будут справляться почтовые службы, перевозчики, а самое главное – крупные платформы интернет-торговли, остается неясным. Эксперты предсказывают транспортный коллапс.

Первым звонком предстоящего хаоса стали троекратные задержки в доставке посылок из Англии (минимум три недели вместо одной). Но беда никогда не приходит одна: теперь даже с презентов, отправленных латвийскими гастарбайтерами родным,  с получателей  требуют несусветные налоговые суммы, порой превышающие стоимость отправленного. Ведь 1 января нынешнего года Соединённое Королевство добавилось к списку «третьих стран», а значит, посылки оттуда подлежат налогообложению: в зависимости от оценочной суммы, это может быть не только налог на добавленную стоимость, но и ввозная пошлина.

Даже если умный отправитель решит освободить адресата от хлопот, оценив посылку в суммы  ниже порогового значения в 45 евро, начёт всё же произведут: к объявленной стоимости добавится цена пересылки/перевозки!

Этот порядок, применяющийся к международным грузам из третьих стран уже давно, стал неприятным сюрпризом для обывателей. Но это цветочки: ягодки будут впереди.

«В сложившейся ситуации мы советуем очень тщательно планировать отправку посылок, -- говорит руководитель проектов A&A Logistic Дмитрий Трунов. – Порог оценочной стоимости в 22-45 евро очень низкий, потому что стоимость почтовых услуг может сама по себе достигать этой суммы. В таком случае отправитель и получатель обязательно «попадают на деньги». Ещё одним неприятным сюрпризом может стать таможенная декларация: если при ценности посылки до 150 евро заполняется упрощённая форма в Электронной системе декларирования латвийской Службы государственных доходов (EDS VID), то при превышении этого порога декларация нужна уже в полной форме, а её новичок вряд ли сможет заполнить самостоятельно. Значит, потребуются и услуги таможенного брокера».

A&A Logistic прогнозирует, что таможенные процедуры для посылок можно будет автоматизировать, и тогда их стоимость можно снизить до 10-12 евро. Курьерская почта PKS Serviss оценивает услугу своего брокера в 17 евро. Специалисты предполагают, что декларированная на сайте латвийской почты (Latvijas Pasts) цена за таможенное оформление посылок из третьих стран в размере 3.50 евро продержится недолго и тоже возрастет. «Нормально это стоит 20 евро, чисто по затратам времени специалиста», -- заявил эксперт.

А можно ли будет занижать ценность посылок, чтобы вписаться в бестаможенные рамки?

«В данный момент почта сортирует посылки вручную, отбирая коммерческие стоимостью свыше 22 евро и некоммерческие свыше 45. Затем таможня проверяет их выборочно, сканируя или приглашая кинолога с собакой. Большая часть отправлений идет напрямую получателям, так как у почты просто нет ресурсов для их тотальной проверки, а автоматизации тоже нет, -- поясняет Дмитрий Трунов. – По опыту можно сказать, что по коммерческим отправлениям США и Канада давали точные цены, азиатские страны их занижали, чтобы избежать уплаты налогов. Сейчас Евросоюз нацелился ликвидировать эту нишу окончательно, поскольку посчитано, что бюджет недополучает от «беспошлинной» интернет-торговли 7 млрд евро».

В данный момент латвийская таможенная система обрабатывает 1.5 млн деклараций в год. Латвийская почта в 2020 году провезла 10 млн посылок, посылочная система Omniva 3 млн, не считая мелких игроков типа DPD, у которых тоже появились свои пакоматы. Таким образом можно прогнозировать добавление минимум 13 млн к таможенной системе, которая уже с января начала заметно тормозить, но пока не рухнула. На реконструкцию электронных мозгов таможни правительство Латвии выделило 1.2 млн евро. Деньги освоили, а проблему не решили.

Может быть, Еврокомиссия, заставляя страны-участницы облагать налогами интернет-торговлю, предложила какое-то единое решение и единую программную оболочку? Не тут-то было. До сих пор таможенные системы стран действуют автономно. Брокеру из Латвии нужно потратить год-полтора, чтобы «прописаться» в Литве или в Польше. Сейчас возник спрос на «прописку» в Великобритании. A&A Logistic как один из ведущих и наиболее опытных брокеров подала заявку ещё в декабре. Запросы на брокерскую помощь сыплются каждый день, потому что британцы буквально зашиваются с оформлением импорта в ЕС.

«Люди привыкли к сервису и никто заполнять декларации в индивидуальном порядке не захочет. Логично было бы предложить потребителю делать покупки так же, как раньше,  и добавить НДС в цену при оплате через интернет, -- считает Д.Трунов. – Для этого крупным платформам (Amazon, Aliexpress, E-bay) следовало бы зарегистрироваться в европейской таможенной системе OSS, чтобы при оформлении покупки автоматически вычислялись налоги и пошлины страны, где живёт покупатель, а налоговые службы получали бы свой гонорар ежемесячно и централизованно. Однако платформы пока не хотят брать эти хлопоты на себя. Каждая из них стремится  решать проблему по-своему. Например, обсуждается возможность переложить взыскание платы за пересылку и налогов с получателя на перевозчиков. Но если западный потребитель и согласится доплатить 10-15-20 евро при получении товара, то в Восточной Европе пойдёт вал отказов».

Рекламные фразы про easy return (легко вернуть) с интернет-торговлей перестают работать. Мало того, что за «лёгкий возврат» не понравившегося товара почтовики требуют денег, и немалых, так с ковидным ограничением пространства в 25 кв.м на одного клиента почтовые отделения Латвии скапливают возле своих дверей многочасовые очереди.

«Единого решения для все стран нет, поэтому не исключено, что Еврокомиссия начнёт давить на интернет-торговцев, чтобы они подключались к OSS в обязательном порядке и взяли взыскание налогов с потребителей на себя», -- заключает эксперт.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости