Маркетплейсы уверенно занимают лидирующие позиции среди онлайн-магазинов по числу упоминаний и просмотров в интернете. Согласно исследованию компании «Ашманов и партнеры», в 2023 году три ключевые площадки — Wildberries, Ozon и AliExpress — аккумулировали 79% покупательских сообщений и 70% просмотров. Совокупная доля Wildberries и Ozon выросла на 15%, достигнув 65%, тогда как доля AliExpress сократилась вдвое — с 26% до 13%. В топ-5 также вошли «Яндекс Маркет» и «Мегамаркет» (ранее «СберМегамаркет») с долями упоминаний 2,6% и 1,6% соответственно, при этом их общая доля просмотров сообщений составила 14%.
Объем оригинальных упоминаний топ-20 онлайн-магазинов в 2023 году увеличился на 13,5% по сравнению с 2022 годом, достигнув 345 тыс. сообщений. Это связано с ростом числа авторов на 25%. Всего было зафиксировано 442 млн просмотров сообщений, что на 6% больше, чем в 2022 году. В среднем каждое упоминание просматривали около 1,3 тыс. раз.
Восстановление категорий и тренды
Категория eGrocery, представленная такими брендами, как «ВкусВилл», «Яндекс Лавка», «Самокат» и «Сбермаркет», заняла 6% от общего числа упоминаний и 8% просмотров. Наибольший рост упоминаний продемонстрировал «Самокат» — на 82%, а также «Сбермаркет» — на 42%. Упоминания «ВкусВилла» выросли на 11%, тогда как «Яндекс Лавка» показала снижение на 2%.
Спад тематических онлайн-магазинов
Доля упоминаний тематических онлайн-магазинов снизилась с 16% до 11%. Наибольший спад упоминаемости наблюдается у трех магазинов: у закрывшегося в 2023 году «Связного» — падение на 63%, у «Сима-ленда» — на 51%, и у «Петровича» — на 29%. Наименьший спад был зафиксирован у Lamoda (минус 3%), «ВсеИнструменты.ру» (минус 3,5%) и «Леруа Мерлен» (минус 7,5%).
Негатив и позитив в упоминаниях
В 2023 году доля негативных упоминаний снизилась с 46,7% до 44,4% за счет роста нейтральных сообщений. Доля позитивных упоминаний сохранилась на уровне 11,5%. Около 18% просмотров приходится на сообщения с позитивным окрасом, 35% — на негатив, и 47% — на нейтральные сообщения. Основными темами упоминаний потребителей были «доставка» (20%), «цены» (14%) и «персонал» (13,5%), причем на «персонал» приходится 81% негативных сообщений.
Ключевые источники упоминаний
В 2023 году основными источниками упоминаний стали «ВКонтакте» и «Телеграм», обеспечившие 56% и 17% сообщений соответственно. Доля «ВКонтакте» снизилась за счет роста популярности «Телеграма», где количество сообщений увеличилось на 92%. Число сообщений на YouTube и «Одноклассниках» сократилось на 58% и 17% соответственно.
Значение репутации брендов
Репутация брендов остается важным фактором для 73% покупателей, из которых 37% придают ей высокое значение, а 36% — выше среднего. Основными факторами, влияющими на репутацию, являются опыт пользования товарами или услугами (75%), чтение отзывов (59%) и поиск информации в интернете (49%).
Исследование
Исследование проводилось на основе данных, собранных с помощью сервиса «Крибрум» за 2022–2023 годы, и охватило топ-20 крупнейших онлайн-магазинов по версии Data Insight за 2021 год.