Анализ роста числа продавцов на маркетплейсах
В январе — мае 2024 года количество селлеров на крупнейших маркетплейсах увеличилось на 23%, что значительно ниже прироста в 51%, наблюдаемого за аналогичный период 2023 года. Данные сервиса «Точка маркетплейсы» указывают на заметное замедление темпов роста.
Динамика прироста на различных платформах
Яндекс.Маркет
На «Яндекс.Маркете» прирост числа продавцов в январе — мае 2024 года составил 51%, тогда как годом ранее этот показатель достигал 89%. Представитель компании объяснил это изменением приоритетов, отметив, что теперь фокус смещен на категории товары для дома, детские товары, красота и одежда.
Wildberries
На Wildberries количество селлеров увеличилось на 29% за первые пять месяцев 2024 года, по сравнению с 36% за тот же период 2023 года. Представитель площадки отметил, что темпы прироста продавцов не снижались, но конкретные цифры не предоставил. Рост связывают с развитием логистической инфраструктуры и увеличением инвестиций в скидки.
Ozon
Прирост селлеров на Ozon в первые пять месяцев 2024 года составил всего 14%, по сравнению с 92% годом ранее. Тем не менее, представитель компании утверждает, что за I квартал 2024 года количество продавцов удвоилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Мегамаркет и AliExpress
Единственным маркетплейсом, где темпы прироста увеличились, стал «Мегамаркет». Рост за январь — май 2024 года достиг 127% против 120% годом ранее. На AliExpress, напротив, количество продавцов сократилось на 30%.
Причины замедления и прогнозы
Аналитики считают замедление прироста селлеров логичным. Площадки уже накопили большую базу продавцов, поэтому их рост в процентном соотношении не так велик, отметил гендиректор сервиса «Точка маркетплейсы» Константин Канивец. По его словам, «Мегамаркет» выбивается из тренда, так как начал активное продвижение только в 2023 году.
Сооснователь аналитического агентства Data Insight Федор Вирин добавил, что выходить на маркетплейсы становится сложнее из-за растущей конкуренции и преимущества более опытных продавцов. По его прогнозам, конкуренция между маркетплейсами за селлеров будет усиливаться. Успех каждой платформы будет зависеть от способности удерживать своих продавцов и привлекать новых.
Переход продавцов с самозанятости на ИП
Исследование «Тинькофф бизнес» и Pro Wildberries показывает, что в I квартале 2024 года число торговцев, работающих по самозанятости, снизилось на 10%, тогда как количество продавцов с ИП выросло на 27%. Это связано с достижением лимита по продажам через самозанятость и введением обязательной маркировки для большинства видов одежды с 1 апреля.
Итоги
Замедление прироста числа продавцов на маркетплейсах связано с насыщением рынка и растущей конкуренцией. Платформы будут продолжать адаптировать свои стратегии, чтобы привлекать и удерживать продавцов, что станет ключевым фактором их дальнейшего роста и успеха.