Пункты выдачи на перепутье: зачем e-commerce просит особый налоговый режим для ПВЗ

Работа сотрудников в пункте выдачи заказов Ozon: сортировка и упаковка интернет-заказов на фоне фирменной упаковки

Ассоциация участников рынка e-commerce предлагает ввести отдельный ОКВЭД и налоговый режим для пунктов выдачи заказов. Как пишут «Ведомости», инициатива направлена на легализацию и снижение нагрузки на малый бизнес в логистике.

Почему ПВЗ просят о послаблениях?

Ассоциация АУРЭК (Ассоциация участников рынка электронной коммерции), в которую входят владельцы пунктов выдачи заказов (ПВЗ), поставщики маркетплейсов и представители малого онлайн-бизнеса, направила в Минэкономразвития предложение о создании отдельного кода ОКВЭД и специального налогового режима для ПВЗ.

Как пишут «Ведомости», письмо с предложениями было получено министерством и официально зарегистрировано.

Причина обращения — несоответствие текущего налогового регулирования специфике ПВЗ, которые зачастую работают по агентской модели, не могут возмещать НДС и демонстрируют низкую рентабельность.

Проблема: маржинальность ниже выживаемости

По данным АУРЭК:

  • Средняя чистая прибыль успешного ПВЗ — не более 15 000 руб. в месяц.

  • При этом оборот составляет около 160 000 руб., а постоянные расходы — аренда, зарплата, налоги — продолжают расти.

  • Снижение порога выручки для освобождения от НДС с 60 до 10 млн руб. с 2026 года делает положение малого бизнеса еще более уязвимым.

Что предлагает рынок?

АУРЭК настаивает на:

  1. Создании отдельного ОКВЭД для ПВЗ — чтобы устранить разночтения при проверках и налогообложении (сейчас ПВЗ регистрируются под кодами 47.91, 47.99, 52.10 и др.).

  2. Введении специального налогового режима, включающего:

    • фиксированный налог, привязанный к количеству точек;

    • льготную ставку на доход или прибыль;

    • тестирование в пилотных регионах.

Ожидаемый эффект: легализация и выживаемость бизнеса ПВЗ, а также сохранение занятости — сейчас в сегменте работает до 400 000 человек по всей стране (по данным на 1 июня 2025 г.).

Маркетплейсы — за, ритейл — против

Представители Wildberries поддерживают инициативу, считая ПВЗ «отдельным видом бизнеса, который не может найти себе место в текущем классификаторе».

Аналитики (например, Михаил Бурмистров, Infoline) также признают:

«ПВЗ критически важны для доступности товаров в малых населенных пунктах, а их экономика держится только при управлении несколькими точками».

Но не все эксперты согласны.

Алексей Федоров (совет по электронной коммерции ТПП РФ) критикует идею:

«Если бизнес может существовать только за счет льгот — это не бизнес, а хобби на дотациях».

Он считает, что маржинальность — не повод для господдержки, а повод для пересмотра модели.

Что думает государство?

Минэкономразвития подтвердило получение инициативы и пообещало дать правовую оценку в установленном порядке. Ведомство ссылается на разработанный закон о платформенной экономике (вступает в силу в октябре 2026 года), в рамках которого будет создана «нормативная обвязка» для таких форм занятости.

В частности, в центре внимания — малый бизнес, самозанятые и работа ПВЗ.

Контекст: рынок ПВЗ в цифрах

На 1 июня 2025 года в России действовало 197 300 ПВЗ, из них:

  • 75 000 — Ozon

  • 65 000 — Wildberries

  • 15 000+ — Яндекс Маркет

Рост за год — 43%, при этом значительная часть точек — это микробизнес, не обладающий ресурсами для адаптации к изменяющемуся налоговому полю.

Выводы: нужен ли ПВЗ свой налоговый режим?

Да — если цель государства заключается в поддержке доступности логистики и занятости в регионах, где каждый ПВЗ — это не только узел доставки, но и инфраструктурная единица.
Нет — если подходить с позиции формального равенства: тогда все участники торговли, онлайн и офлайн, должны работать на одинаковых условиях.

Компромиссный путь — тест пилотного спецрежима в отдельных регионах и анализ его влияния на экономику отрасли, занятость и конкурентную среду.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости