Средний чек онлайн-покупок снижается: что это значит для логистики маркетплейсов?

Продавцы считают убытки, логистика дорожает, а интерес к ПВЗ падает

По итогам 2025 года средний чек онлайн-покупки в России может сократиться более чем на 8%, прогнозируют аналитики IBC Real Estate. Это связано с ростом доли недорогих товаров в заказах, снижением покупательской способности и проникновением e-commerce в регионы с низкими доходами.

Селлеры — особенно представители малого и среднего бизнеса — сталкиваются с растущими издержками на хранение, доставку и возвраты. Всё это усиливает давление на логистику маркетплейсов, которая и без того остаётся убыточной. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Что происходит со средним чеком?

По прогнозу IBC Real Estate, средний чек в 2025 году составит около 1 300 руб., что на 8,4% ниже уровня 2024 года. Главные причины:

  • Покупатели всё чаще заказывают мелкие и недорогие товары;

  • Онлайн-торговля растёт за счёт регионов, где уровень доходов значительно ниже;

  • Повышается чувствительность потребителей к цене.

Однако мнения экспертов расходятся. По данным Data Insight, средний чек в 2025 году, наоборот, вырастет на 5% и достигнет 1 600 руб. Отдельные сегменты действительно демонстрируют рост:

  • Продукты питания — рост чека на 10%;

  • Техника и электроника — на 24%.

Такое расхождение оценок отражает фрагментированность рынка и разные потребительские сценарии.

Селлеры под давлением: обороты падают, издержки растут

Даже если спрос сохраняется, обороты продавцов растут медленнее инфляции. В январе-феврале 2025 года они увеличились всего на 6% год к году, отмечает сервис «МойСклад».

Основные статьи расходов:

  • Комиссия маркетплейсов, которая в 2025 году может вырасти на 10–20%;

  • Логистика: рост стоимости хранения, приёмки и доставки товаров;

  • Возвраты, управление которыми требует дополнительных тарифов и инфраструктуры.

Пример: стоимость логистики одного недорогого товара может превышать его прибыль. Это уже влияет на стратегию многих продавцов — 19% из них в 2025 году планируют повысить цены на свою продукцию, чтобы компенсировать снижение маржинальности.

Логистика как слабое звено

Логистика остаётся убыточным направлением даже для самих маркетплейсов, подчёркивает управляющий партнёр «Ванчугов и партнёры» Алексей Ванчугов. По его словам:

«Проблему пытаются решить за счёт селлеров, но в будущем можно ожидать дифференциации тарифов и повышения цен на доставку мелких товаров для конечного покупателя».

Логистическая нагрузка усиливается за счёт высокого количества возвратов. Чтобы снизить давление, маркетплейсы вводят специальные тарифы и оптимизируют логистику через централизацию и масштабирование — об этом заявляют, например, в Ozon.

ПВЗ теряют привлекательность

На фоне падения среднего чека и роста издержек снижается интерес к открытию пунктов выдачи заказов (ПВЗ):

  • С декабря 2024 по февраль 2025 года спрос на франшизы ПВЗ снизился на 14% год к году;

  • По сравнению с 2023 годом — минус 23%;

  • В январе 2025 года:

    • ПВЗ Wildberries — снижение интереса на 19,6%;

    • ПВЗ Ozon — на 12% (по данным TopFranchise).

Это сигнал не только о падении интереса к франчайзингу, но и о пересмотре логистической стратегии самими игроками рынка.

Вывод: E-commerce меняется, логистика — под давлением

Онлайн-торговля остаётся динамичной, но всё чаще сталкивается с системными вызовами:

  • Снижение среднего чека ограничивает рост выручки;

  • Издержки на логистику, возвраты и комиссии съедают прибыль;

  • Падает интерес к партнерской модели через ПВЗ.

В этих условиях маркетплейсам и продавцам потребуется переосмыслить операционные модели, пересчитать unit-экономику и сделать ставку на более эффективную логистику и управление ассортиментом.

В ближайшие месяцы стоит ожидать:

  • роста цен на доставку мелких заказов,

  • ужесточения условий для продавцов,

  • сдвига интереса в сторону самовывоза и агрегаторов логистики.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости