
Продавцы считают убытки, логистика дорожает, а интерес к ПВЗ падает
По итогам 2025 года средний чек онлайн-покупки в России может сократиться более чем на 8%, прогнозируют аналитики IBC Real Estate. Это связано с ростом доли недорогих товаров в заказах, снижением покупательской способности и проникновением e-commerce в регионы с низкими доходами.
Селлеры — особенно представители малого и среднего бизнеса — сталкиваются с растущими издержками на хранение, доставку и возвраты. Всё это усиливает давление на логистику маркетплейсов, которая и без того остаётся убыточной. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Что происходит со средним чеком?
По прогнозу IBC Real Estate, средний чек в 2025 году составит около 1 300 руб., что на 8,4% ниже уровня 2024 года. Главные причины:
-
Покупатели всё чаще заказывают мелкие и недорогие товары;
-
Онлайн-торговля растёт за счёт регионов, где уровень доходов значительно ниже;
-
Повышается чувствительность потребителей к цене.
Однако мнения экспертов расходятся. По данным Data Insight, средний чек в 2025 году, наоборот, вырастет на 5% и достигнет 1 600 руб. Отдельные сегменты действительно демонстрируют рост:
-
Продукты питания — рост чека на 10%;
-
Техника и электроника — на 24%.
Такое расхождение оценок отражает фрагментированность рынка и разные потребительские сценарии.
Селлеры под давлением: обороты падают, издержки растут
Даже если спрос сохраняется, обороты продавцов растут медленнее инфляции. В январе-феврале 2025 года они увеличились всего на 6% год к году, отмечает сервис «МойСклад».
Основные статьи расходов:
-
Комиссия маркетплейсов, которая в 2025 году может вырасти на 10–20%;
-
Логистика: рост стоимости хранения, приёмки и доставки товаров;
-
Возвраты, управление которыми требует дополнительных тарифов и инфраструктуры.
Пример: стоимость логистики одного недорогого товара может превышать его прибыль. Это уже влияет на стратегию многих продавцов — 19% из них в 2025 году планируют повысить цены на свою продукцию, чтобы компенсировать снижение маржинальности.
Логистика как слабое звено
Логистика остаётся убыточным направлением даже для самих маркетплейсов, подчёркивает управляющий партнёр «Ванчугов и партнёры» Алексей Ванчугов. По его словам:
«Проблему пытаются решить за счёт селлеров, но в будущем можно ожидать дифференциации тарифов и повышения цен на доставку мелких товаров для конечного покупателя».
Логистическая нагрузка усиливается за счёт высокого количества возвратов. Чтобы снизить давление, маркетплейсы вводят специальные тарифы и оптимизируют логистику через централизацию и масштабирование — об этом заявляют, например, в Ozon.
ПВЗ теряют привлекательность
На фоне падения среднего чека и роста издержек снижается интерес к открытию пунктов выдачи заказов (ПВЗ):
-
С декабря 2024 по февраль 2025 года спрос на франшизы ПВЗ снизился на 14% год к году;
-
По сравнению с 2023 годом — минус 23%;
-
В январе 2025 года:
-
ПВЗ Wildberries — снижение интереса на 19,6%;
-
ПВЗ Ozon — на 12% (по данным TopFranchise).
-
Это сигнал не только о падении интереса к франчайзингу, но и о пересмотре логистической стратегии самими игроками рынка.
Вывод: E-commerce меняется, логистика — под давлением
Онлайн-торговля остаётся динамичной, но всё чаще сталкивается с системными вызовами:
-
Снижение среднего чека ограничивает рост выручки;
-
Издержки на логистику, возвраты и комиссии съедают прибыль;
-
Падает интерес к партнерской модели через ПВЗ.
В этих условиях маркетплейсам и продавцам потребуется переосмыслить операционные модели, пересчитать unit-экономику и сделать ставку на более эффективную логистику и управление ассортиментом.
В ближайшие месяцы стоит ожидать:
-
роста цен на доставку мелких заказов,
-
ужесточения условий для продавцов,
-
сдвига интереса в сторону самовывоза и агрегаторов логистики.