Обучение взрослых людей (андрагогика), обремененных жизненным опытом, особое направление в педагогике, предполагающее несколько иные подходы, нежели чем те, которые применяются к молодым и не окрепшим умам.
Для взрослого воспринимать лекционный материал не просто утомительно, но и порой просто бесполезно, ибо в голове сидит мысль: «да я здесь 20 лет уже работаю, ну что мне нового могут рассказать». Именно поэтому большая часть обучающих программ в нашей компании реализуется в соотношении 20% теории и 80% практики.
Однако под практикой необходимо подразумевать не только работу в производственных процессах по их изменению и совершенствованию, но и промежуточный вариант, когда обучаемый налаживает первые мостки между теорией и реальностью. Для плавного перехода от понимания принципов к приобретению первичных навыков целесообразно использовать тренажеры и деловые игры. Собственно, как и в любой другой сфере, например, прежде чем выехать в первый раз в город на автомобиле каждый, кто учился, отрабатывал простейшие навыки на автодроме, использование тренажеров и имитаций способствует формированию базовых навыков.
В обучении бережливому производству игровые методики находят свое применение в различных аспектах: это и сквозные бизнес-имитации, на которые опирается весь курс, и локальные демонстрации эффективности того или иного инструмента. Игры способствуют формированию новых мыслительных конструкций, ставят под сомнения привычные парадигмы, вырабатывают навык творческого, нестандартного подхода к обыденным процессам. Таким образом, выстраивается обучающая цепочка: теория и принципы – первичные навыки в имитационной среде (игры и тренажеры) – практика в реальных процессах. И именно такая логика, через сбалансированное сочетание различных подходов, через руки обеспечивает достижение образовательного эффекта, способствуя росту и развитию персонала.
Реализация обучающих, тренинговых проектов в рамках развития компетенций сотрудников различных компаний в области совершенствования процессов имеет определенную специфику и в значительной степени отличается от традиционного образовательного процесса. Специфика связана с тем, что данное обучение направлено на формирование навыков реализации мероприятий по повышению операционной эффективности, призвано изменить мировоззрение и отношение к процессам, и направлено на обучение взрослых, сформировавшихся людей. В этой связи требуются особые подходы к преподнесению информации и построения образовательного процесса.
В традиционной модели обучение строится по принципу: ведущий, в рамках рассматриваемого вопроса, рассказывает об основных теоретических моментах, приводит примеры, могут быть задействованы кейсы для разбора различных ситуаций. При этом все участники обучения получают теоретическое представление о рассматриваемом вопросе, представление о том, как эта теория может проявляется в реальных производственных условиях. В этой ситуации может сформироваться разрыв, который обусловлен отсутствием связующего звена между теорией и конечным результатом. То есть обучаемый понимает, что может дать методика, видит результаты, но как сделать первый шаг и выстроить проект по решению своих конкретных производственных задач до конца может и не осознавать. При этом важно учитывать эффект быстрого забывания большого массива информации, особенно в зрелом возрасте. В конечном итоге, по прошествии времени остается лишь ощущение, что решение есть, но путь к нему остается загадкой.
Использование деловых игр в обучении и формировании новых навыков позволяет в некотором роде изменить данную учебную конструкцию (рис).
Учитывая специфику восприятия взрослых методика преподается не большими блоками теории, а постигается за счет приобретаемого опыта в искусственно созданной деловой среде. В такой ситуации каждый участник может видеть под одним и тем же набором правил деловой игры специфику собственной деятельности, собственного производства. При этом проблематика задается не в виде абстрактных примеров, а в страивается в имитацию, а значит, каждый участник познает ее в ощущениях. Таким образом, пропустив через свое себя сложности решаемой задачи, связав ассоциативно эти сложности со своими реальными проблемами, обучаемый тем самым формирует прочны каркас, на котором с большим успехом можно надстраивать теоретические конструкции.
Именно поэтому первый раунд любой деловой игры организован таким образом, чтобы участники столкнулись с максимальным количеством проблем, присущих реальному производству, чтобы каждый увидел в игре отражение собственного производства. При этом проблематика создается естественным образом, без привлечения каких-либо редких форс-мажорных обстоятельств, что в конечном итоге повышает уровень доверия у участников к деловой игре. Еще одним условием реализации деловых игр является активная обратная связь, когда участники сообщают после очередного раунда о своих ощущениях и открытиях.
Разобравшись с проблемами, получив ясное представление о том, как они проявляются в конкретной деловой игре, участникам поэтапно предлагаются решения, которые и составляют основу изучаемой методики. И опять же освоение инструментов идет в активной форме выработки решений для текущей проблемной ситуации. То есть отсутствует пассивное слушание, а идет процесс поиска приемлемой формы для реализации новых идей. Активность же в освоении нового материала обеспечивает максимальный образовательный эффект и степень усвоения материала.
Деловая игра может включать в себя различное количество раундов, в зависимости от ее продолжительности и решаемых задач. Существуют деловые игры, которые помогают осваивать общую концепцию бережливого производства, и которые могут включать в себя от 3-х до 5-и и более раундов. Каждый раунд будет отражать особенности применения того или иного инструмента, демонстрируя динамику роста эффективности. Измеримость конечного результата является еще одним основополагающим фактором организации деловой игры. Принятые параметры: время, прибыль, количество НЗП, качество и др. позволяют оценить действенность применяемых методик не только на уровне ощущений, но при сопоставлении вполне конкретных и измеримых параметров. При этом вполне допускается использовать эффект соревновательности когда команды борются за лидерство, что создает благоприятный эмоциональный фон для лучшего усвоения материала.
Деловые игры, которые используются для освоения различных аспектов бережливого производства, имеют различные формы. Это могут быть и полноразмерный производственные участки с реальным оборудованием и используемыми инструментами, могут быть и простыми листами бумаги, на которые участники наклеивают цветные стикеры. Форма игры имеет определенное значение, так как представителям технических специальностей ближе материальное окружение, где есть необходимость «крутить гайки». Так, попадая в привычную среду, работая со знакомыми объектами, участники еще больше сближаются с применяемыми методиками. С другой стороны, представители офисных процессов, сферы услуг более успешно работают с абстрактными моделями, а болты и гайки могут встретить некоторое непонимание. Именно поэтому важно подбирать игры под конкретную целевую аудиторию.
Как уже было отмечено, деловые игры могут быть представлены в виде комплексной модели, а могут иллюстрировать отдельные элементы концепции построения эффективной производственной системы. Но при этом инструментальные игры устроены ровно по тому же принципу, что и большие. Они так же включают первый этап, задающий проблематику, а затем пошаговое приближение к идеалу, в котором используемый инструмент позволяет достигать максимального эффекта.
Так или иначе, использование деловых игр в практике обучения взрослых людей, организации тренингов и семинаров обеспечивает максимизацию усвоения материала. По сути игры являются связующим мостиком между теорией и реальной практикой в собственных процессах. В этой ситуации участники обучения уже на стадии знакомства с методикой получают первичные навыки решения проблем. При этом познавательный процесс опирается на опыт и ощущения, что обеспечивает минимизацию недоверия и сопротивления новым знаниям, а самое главное формирует адаптированную под каждого участника структуру навыков и информации. Как показывает практика, такой подход является наиболее приемлемым для организации образовательного процесса и приносит свои плоды в виде реализации обучаемыми эффективных проектов направленных на развитие собственных производственных систем.