К такому выводу пришли участники конференции «Стратегии российского бизнеса в условиях ВТО», которая состоялась 12 ноября 2013 года в Москве. Организатором конференции выступила газета «Ведомости».
22 августа 2013 года членству России во Всемирной торговой организации исполнился один год. Снижение тарифных ограничений повысило степень открытости российского рынка, но само по себе не ведет к полноценной интеграции страны в мировую экономику. Первоочередная задача на ближайшую перспективу – научиться применять доступные в рамках ВТО инструменты, оптимально используя их для достижения собственных интересов.
Чему научил российские компании первый год в ВТО? Как новые условия меняют стратегии и тактики достижения успеха? С какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают в различных отраслях? Своим опытом, планами и прогнозами на конференции поделились ключевые регуляторы и игроки рынка.
Мы обратились к докладчикам конференции с вопросом о влиянии логистики на отрасли и экономику.
«Конечно, состояние дел на транспорте и в логистике влияет на любую другую отрасль экономики», - сказал Сергей Юшин, руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации. – Отличительной чертой влияния транспорта и логистики является то, что сельскохозяйственное сырье стоит недорого. Стоимость карата алмаза и килограмма муки несопоставимы. Поэтому доля транспортных расходов в цене значительна. И любое увеличение транспортных расходов, также существенно влияет на рентабельность бизнеса и конкурентоспособность. Конечно же, на это влияет способность доставлять скоропортящиеся грузы на дальние расстояния. Население везде живет, но часть населения не имеет доступа к свежей продукции. Опять-таки из-за проблем логистики. Но это больше касается дорожной инфраструктуры, нежели транспорта. В этом плане мы считаем, что развитие дорожной инфраструктуры сегодня тоже приоритетно для того, чтобы обеспечить физическую доступность продовольствия везде, по всей стране. Во многих местах у населения есть деньги. Но физически мы не можем туда доставить из-за сроков доставки.
К тому же качество дорог в США позволяет перевозить единовременно до 40 тонн комбикормов. А в России – не более 20 тонн. Комбикорма – это недорогая продукция, соответственно, удельная доля транспортных расходов велика.
Конечно же, сегодня строятся современные автоматические и полуавтоматические складские комплексы с различными температурными режимами хранения. Идет серьезное развитие - все меньше складов постройки с советских времен с высокими энергетическими затратами, а также затратами на обслуживание. Такие склады не способны на небольшой площади делать большой оборот. «Таким образом, мы можем видеть, что, как и в розничной торговле, влияние транспорта и логистики на сельхопроизводителя крайне велико», - подытожил Сергей Юшин.
Согласен с коллегой и Андрей Даниленко, Председатель Правления Национального союза производителей молока: «Одна из проблем конкурентоспособности российских молочных продуктов - это качество дорог. Мы движемся по территории России 2 раза медленнее, чем в Европе». Расстояния, на которые перемещается российская продукция, 3-10 раз больше, чем по территории стран ЕС. И тарифы за транспортные услуги тоже существенно выше, чем в европейских странах. Эти факторы, а также отсталость всей логистической инфраструктуры и системы холодной цепочки, негативно влияет на конкурентоспособность российских молочных продуктов на мировом рынке. Рабочая группа Экспертного совета по вопросам АПК и рыболовства Открытого правительства, одно из направлений деятельности которой связана с транспортом и логистикой, сейчас готовит пакет предложений для Председателя Правительства.
В свете последних событий мы не могли обойти вниманием представителя Украины на конференции.
«Украина и Россия имеют значительный транзитный потенциал», - отметил Геннадий Чижиков, президент Торгово-промышленной палаты Украины. Украина находится между двумя крупными потребительскими рынками – это Европейский союз, где живут 500 млн. обеспеченных людей и Россия с огромными ресурсами, без которой сложно представить наше будущее в 21 веке. Задача заключается в том, чтобы Украина и Россия более активно сотрудничали в области транспорта. Растет также роль и значение стран Азии, которые начинают набирать обороты, в 21 веке. Отсюда важно выстраивание международной глобальной транспортной системы, которая будет проходить и через Украину.
Если вернуться к украинско-российским отношениям, то российский и украинский бизнес теряет от того, что в последнее время участились вопросы, связанные с задержкой оформления на украинско-российской границе. От этого страдает не только украинский бизнес, но и, в определенной мере, и российский. Поэтому вопросы развития логистики должны постоянно находиться в поле зрения не только государственных органов власти, но и ассоциаций бизнеса для того, чтобы находить решения этих вопросов. Чем меньше будет барьеров в наших отношениях, тем будет больше товарооборота, значит, будут более дешевые товары, будет улучшаться благосостояние людей. В конечном счете от этого выиграют обе стороны, прежде всего, бизнес. «Поэтому мы надеемся на то, что недопонимание будет постепенно уходить, и восторжествуют отношения, построенные на принципах свободной торговли», - сказал Геннадий Чижиков.
Ырысбек Ташбаев
директор по развитию
Отраслевой портал «Логистика» - Logistics.ru
development@logistics.ru