Откровенно об эффективности, логистике и аутсорсинге услуг с Галиной Гельфанд, Директором по развитию компании LogLab - Эксклюзив

«Хочешь сделать хорошо - сделай это сам!» - этого принципа придерживаются многие менеджеры среднего звена и даже топ-менеджеры компаний. Но как поется в одной замечательной детской песенке: «всем давным-давно надо бы понять, что на свете всё равно невозможно знать… Абсолютно невозможно всё на свете знать.» Раньше или позже перед каждым сотрудником и компанией в целом встает вопрос: «стоит ли делегировать определенные функции и в какой мере?» 
В 21 веке практически каждая компания в своей деятельности сталкивается с логистическими операциями. А в виду широты не только русской души, но и просторов, а также уникальности таможенной системы, логистика может занимать большую часть затрат компании и быть причиной головной боли клиентов.
Можно ли доверить логистику сторонней организации и возможно ли при этом сократить расходы на логистику в принципе? С этими вопросами я и пришла к Галине Гельфанд, директору по развитию компании LogLab.

  • Галина, когда Вы общаетесь с клиентом в первый раз, наверняка он пытается подловить Вас на каждом слове и найти, наконец, ответ, как Вы можете сэкономить его деньги и при этом сами заработать себе на хлеб?

Знаете, каждый человек стремится принять правильное решение и очень не любит быть обманутым. Поэтому с самого начала мы строим доверительные отношения с клиентом и общаемся достаточно открыто, аргументируем каждое предложение и подробно описываем рабочую схему, при необходимости объясняем даже технические моменты. Поэтому уже после первой встречи клиент понимает, за что он платит и что он получит в результате.

  • Клиент платит за Ваши логистические решения, но как ему оценить их эффективность? Как Клиент может понять: выиграл он в итоге или попал впросак, и нужно было открывать собственный отдел логистики?

Каждый случай индивидуален и, к сожалению, одна микстура не может вылечить и кашель и сердечную болезнь. Но если говорить глобально, то привлечение логистического оператора или, как мы говорим, 3PL провайдера – это возможность отказаться от собственного отдела логистики и направить все ресурсы на развитие подразделений, образующих прибыль. Самым очевидным преимуществом логистического оператора является широкий обзор логистического рынка и опыт работы с компаниями из разных отраслей. Его можно сравнить с конструктором из тысячи деталей, из которого можно сделать все, что хочешь. Соответственно 3PL провайдер может предложить нестандартное решение оптимальной стоимости именно для вашей компании. Для работы на таком уровне недостаточно опыта работы собственного логистического отдела, хотя он будет обходиться в кругленькую сумму. В среднем логистическое подразделение в 50 человек обходится компании в 1 млн. руб. в месяц.

  • Т.е. для своих Клиентов Вы стараетесь находить уникальные решения? Не слишком ли дорого стоит уникальность и индивидуальная разработка?

Если говорить непосредственно о LogLab, то в целом мы специализируемся на проектной деятельности. Исторически сложилось так, что основная доля наших клиентов – телекоммуникационные компании, а каждый их проект уникален и требует проработки. Проектная работа – удовольствие не из дешевых. Однако и здесь мы предлагаем оптимальное решение. Мы стараемся сберечь ресурсы клиента на каждом этапе: транспортировка, складских операций, процесса обработки, таможенного оформления. В среднем экономия на логистических операциях с привлечением логистических операторов составляет 15%.

  • Какие конкретные инструменты и техники позволяют логистическому оператору выполнять логистические операции более эффективно?

Инструменты различаются в зависимости от видов сервиса. Давайте начнем со складских услуг. Эффективность склада зависит от 3 ключевых факторов:

  1. использования пространства склада,
  2. квалификации складского персонала,
  3. оснащения склада стеллажным и подъемным оборудованием и ИТ-системой.

Для большинства компаний характерна сезонность, поэтому при вычислении среднего товарооборота за год, выходит «среднее по больнице», что приводит в «сезон» к затовариванию склада и снижению скорости обработки заказа, а в «несезон» - к простою площадей и необоснованным затратам. В кадровом вопросе наблюдается аналогичная ситуация: «сезон» - повышенная потребность в трудовых ресурсах, дополнительный набор персонала, обучение или оплата сверхурочных постоянным работникам склада, «несезон» - оплата простоя рабочей силы или увольнение «свободных рук», что ведет к текучке кадров, низкой квалификации коллектива и заниженной эффективности склада. Логистический же оператор компенсирует «несезон» одного Клиента за счет объемов второго Клиента. Таким образом, главный инструмент логистического оператора в этом вопросе – анализ оборотов клиентов, прогноз объемов и грамотное распределение по складам. В виду стабильной ситуации с объемом работ на складе у провайдера не возникает вопроса об увольнении сотрудников, более того, логистический оператор заинтересован в постоянном росте квалификации складских работников и способствует ему. Соответственно, с опытными сотрудниками, выходя на новые объемы, оператор может справиться с поставленными задачами без увеличения штата сотрудников. Третий значимый фактор - оснащение склада. И если хорошее такелажное оборудование Вы можете встретить на небольших собственных складах, то ИТ-системы уровня WMS – большая редкость. WMS – это дорогостоящие системы контроля и учета движения и запасов ТМЦ. В свою очередь использование этих систем позволяет логистическому оператору контролировать и оптимизировать складские процессы год от года, как в целом, так и добиваться определенного уровня обслуживания по конкретному клиенту. Что касается нашей компании, то LogLab использует WMS, специально разработанную для нас на основе западных аналогов. К примеру, по запросу наших клиентов мы предоставляем стандартизированные отчеты по движению ТМЦ, по желанию Клиента может быть сформирован индивидуальный отчет по параметрам Клиента в кратчайшие сроки. Резюмируя все ранее сказанное, провайдер обладает мощными преимуществами перед логистическим отделом отдельной компании в вопросах складирования. Многие «Новички» сначала страшатся потерять контроль и возможность оперативно влиять на ход выполнения операций. Однако в 21 веке эти страхи являются скорее отголоском установок прошлого, тем более, что ряд логистических операторов сможет Вам предложить информационный ресурс, по средством которого вы сможете видеть все протекающие операции, а так же влиять на ход дальнейшей обработки заказов в режиме текущего времени. Непосредственно в компании LogLab весь процесс работы строится по принципу «open book».

  • Когда Вы сказали о возможности управления операций Клиентом в текущем времени, перед глазами встала картинка с роботами, которые реагируют мгновенно на дачу новой команды? Насколько близка эта ассоциация к нашей реальности?

Говорить за всех логистических операторов не стану, однако в стенах LogLab роботов Вы не найдете и бездумного выполнения задач тоже. Во-первых, потому что нет соответствующих условий работы на рынке, т.е. логистические решения совершенно не стандартизированы и требуют участия высококвалифицированных сотрудников. Во-вторых, самым мощным преимуществом 3 PL провайдера является опыт, его наработки, а соответственно и возможность предложить нестандартные решения для оптимизации выполнения задач Клиента. Так что, в ближайшее время мы не ожидаем нашествия роботов, а вот современные ИТ-решения мы используем каждый день. Например, WEB портал LоgLab (все клиенты и все ресурсы компании объединены в одно информационное поле), позволяет Клиенту зайти в личный кабинет и управлять операциями на всех складах, оформлять любые запросы в режиме реального времени, что однозначно повышает эффективность нашего взаимодействия с Клиентом.

  • Вы довольно подробно рассказали о методах достижения эффективности на складе, а за счет чего можно сократить расходы на транспортировку?

Существует 2 способа, которые позволяют снизить транспортные затраты Клиента. Первое, снижение стоимости перевозки путем консолидации грузов разных Клиентов. Второе, разработка экономичных нестандартных схем транспортировки.

  • Логистические операторы предлагают еще одну услугу – аутсорсинг ВЭД. Можете в общих чертах описать что это и чем она привлекательна для Клиента?

ВЭД или внешнеторговое агентирование – это очень интересный вид услуги, при котором компания или логистический провайдер, оказывающий услугу торгового агента берет на себя весь комплекс операций: от выбора поставщика до таможенного оформления и доставки до склада. В этом случае вам, как Клиенту, не нужно быть участников внешне экономической деятельности, вам не нужно загонять свои деньги на таможенные посты и тем самым замораживать их, вам не нужно взаимодействовать с компаниями за рубежом . Вам нужно только подписать договор и дать четкое ТЗ на закупку товара.
При обращении к логистическому оператору за подобной услугой, Клиент может повысить рентабельность бизнеса за счет:

  1. сокращения времени оформления-переоформления товара;
  2. сокращения расходов на транспортировку за счет консолидации грузов;
  3. сокращения затрат на таможенное оформление грузов;
  4. сокращения затрат на содержание собственного отдела логистики;
  5. сокращения документооборота по сделке;
  6. отсутствия вопросов конвертации;
  7. исключения необходимости взаимодействия с контролирующими таможенными службами и привлечение компании как контрагента в вопросах таможни.

Последний пункт особенно значим для Клиентов, учитывая то, что срок давности по любой таможенной декларации составляет 3 года. Т.е. к вам могут прийти через 2 года и спросить, почему вы оформили товар именно под этим кодом ТН ВЭД, в то время как этот товар должен быть под другим кодом. В вопросах таможенного оформления к большому несчастью от сумы и тюрьмы не зарекаются. Обратившись к логистическому оператору, Клиент уходит от подобных рисков.
По сути логистический оператор выполняет следующие функции:

  1. выбирает поставщика товара, согласно ТЗ Клиента; 
  2. закупает товар за рубежом, оплатив его в валюте;
  3. организуют транспортировку до границы;
  4. производят таможенное оформление как с привлечением таможенного представителя так и без;
  5. доставка растаможенного товара до распределительного склада или точек продаж Клиента.

Т.е. Клиенту остается только купить данный товар по ранее оговоренной цене. Более того, Клиенту предоставят прозрачную схему со всеми проведенными операциями, так как внешнеторговый агент обязан детально отчитываться перед контролирующими органами.
Более того, часть логистических операторов могут предложить финансовое обеспечение сделки целиком или поэтапно. Например, компания LogLab уже предоставляла своим клиентам отсрочку платежа как на всю стоимость сделки, так и только на транспортировку и таможенное оформление.

  • Существуют ли еще какие-либо бонусы, которые получает Клиент благодаря партнерству с логистическим оператором в рамках ВЭД?

Самый яркий пример – это отсутствие необходимости замораживать деньги при оплате таможенных платежей. Если приблизительно, то Клиент может оставить сумму, состоящую из следующих статей:

  • таможенные пошлины от 5 до 25% (в зависимости от кода ТН ВЭД);
  • 18%НДС от стоимости ввозимого груза (эти средства вернуться через 2-3 месяца);
  • небольшие таможенные платежи.

Итак, Клиент замораживает минимум 23% от стоимости ввозимого товара, максимально Клиент может оставить на таможне порядка 50%.
Т.е. в случае если Клиент предпочел финансовое обеспечение всей сделки оператором, то он не замораживает средства, вкладывая их в «товар в пути», а в совокупности с отсрочкой платежа за транспортировку и таможенное оформление Клиент может пустить порядка 160% от стоимости закупки в оборот на время доставки груза, что в ряде случаев окупается с лихвой. Здесь главное, чтобы у компании был хороший финансовый директор и предприимчивый управляющий.
Думаю, подобные суммы демонстрируют явную эффективность сотрудничества с логистическими операторами в части ВЭД.

  • Галина, по Вашей интонации чувствуется, что Вы любите и верите в то, что делаете. Давайте представим ситуацию, что к Вам обратились с проектом, который Клиент может сделать своими силами, но сам об этом не знает, что бы Вы предложили ему?

Да, Анастасия, Вы любите вопросы с подвохами. В первую очередь я бы разобралась, что действительно нужно Клиенту, в какие сроки и т.п., подготовила бы пару вариантов на рассмотрении и уже на встрече с Клиентом обсудила все схемы, в том числе и вариант, при котором Заказчик делает всю логистику сам.

  • Правильно ли я поняла, что Вы придерживаетесь просто педантичной честности со своими Клиентами?

Да, и по жизни в целом и в работе с Клиентами я предпочитаю быть честной. Считаю, что все хитрости белыми нитками шиты, да и как не раз доказывали родители в нашем детстве – «все тайное становится явным». Честно говоря, не раз подобная откровенность с Клиентами способствовала дальнейшему сотрудничеству и приносила весомую прибыль, которая не шла ни в какое сравнение с возможными выгодами от самого первого проекта. Более того, если проект может реализовать сам Клиент, это говорит о стандартной схеме, а наша команда очень любит интересные и сложные задачки.

  • То есть за простые услуги Вы не беретесь?

Если к нам придут за услугой обычного палетного хранения, мы с удовольствием ее окажем. Однако в моем понимании, логистических операторов в первую очередь необходимо привлекать для сложных проектов, многофункциональных и реализуемых в несколько этапов, требующих экспертной оценки или непосредственной специализации.

  • Вы не раз использовали в интервью слова: нестандартный, сложный, уникальный. Можете рассказать о подобном проекте?

Одним из знаковых проектов компании LogLab считается развертывание сети из 10 складов всего за 2 месяца специально под Клиента. В рамках проекта был осуществлен детальный демонтаж 887 3G и 337 2G станций и организовано их доставка до складов и временное хранение оборудования.

фото

Подобные проекты я и называю нестандартными и сложными, а уникальность заключается в том, что все решение делается специально под Клиента. И как показывает практика с подобными проектами наиболее эффективно справляются именно логистические провайдеры.

 

фото

Ищенко Анастасия, PR-менеджер, LogLab

Специально для отраслевого портала "Логистика" - Logistics.ru

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости