В Уставе автомобильного транспорта РСФСР (от 1971 года) установлено, что перевозка грузов товарного характера должна оформляться товарно-транспортными накладными (ТТН).
Формат документа зафиксирован более поздним нормативным актом – Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78. Еще через 10 лет утвержден новый Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а в 2011 году введен в обиход новый формат транспортного документа – транспортная накладная (ТН). Несмотря на эти нововведения, правила оформления ТТН действуют и по сей день, вызывая путаницу среди предпринимателей.
Что же общего у ТТН и ТН? И в чем различия?
Объединяет эти два документа наличие транспортного раздела.
Главное отличие – ТТН нужна для списания и оприходования товаров на складе и в то же время содержит данные о перевозке, ТН же оформляется только в ситуациях привлечения стороннего перевозчика и касается исключительно перевозки груза, товарные отношения отражаются в накладной ТОРГ-12. Получается, что ТТН может заменить ТН и ТОРГ-12, транспортная же накладная ТТН не заменяет. При этом ТОРГ-12 может оформляться в дополнение к ТТН для детализации всех номенклатурных позиций, если информация о них не поместилась в ТТН.
Споры в необходимости различных комплектов закрывающих документов связаны с противоречивостью действий представителей проверяющих органов. Бухгалтеры считают, что чем больше документов по отгрузке, тем меньше будет проблем.
Если брать за основу момент передачи товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и характер договорных отношений между субъектами хозяйственных операций, то участники Совета профессионалов по цепям поставок предлагают рассматривать такие ситуации и комплекты первичных документов к ним:
- Покупатель забирает груз со склада поставщика на условиях самовывоза собственным транспортом – переход прав собственности осуществляется в момент погрузки, оформляется ТОРГ-12 и путевой лист, ТТН и ТН не нужны.
- Продавец доставляет товар собственным транспортом на склад покупателю – переход права собственности происходит в момент выгрузки, соответственно, нужен ТОРГ-12 и путевой лист.
- Покупатель или продавец заключают договор с перевозчиком – в таком случае оптимальным вариантом будет ТН и ТОРГ-12 (или универсальный передаточный документ (УПД[1] ), который также может заменить ТОРГ-12 в любой из схем), но ТТН тоже возможна.
- Если имеют место услуги экспедитора, и ТТН в таком случае не оформляется, достаточно будет экспедиторской расписки. Передача товара оформляется ТОРГ-12.
Судебная практика при этом демонстрирует, что наличие ТТН наилучшим образом подтверждает затраты по доставке товаров, по договорам транспортной экспедиции в частности, а также может стать решающим аргументом в спорах со страховыми компаниями, фиксируя взаимосвязь подписи водителя со списком товара и его ценой.
ТТН уходит в прошлое, но пока этот документ не отменили на законодательном уровне, предприниматели будут его использовать, чтобы снизить возможные риски.
Анна Пушина, эксперт, Совет профессионалов по цепям поставок
универсальный передаточный документ (УПД)