ТТН: вчера, сегодня, завтра

В Уставе автомобильного транспорта РСФСР (от 1971 года) установлено, что перевозка грузов товарного характера должна оформляться товарно-транспортными накладными (ТТН).

Формат документа зафиксирован более поздним нормативным актом – Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78. Еще через 10 лет утвержден новый Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а в 2011 году введен в обиход новый формат транспортного документа – транспортная накладная (ТН). Несмотря на эти нововведения, правила оформления ТТН действуют и по сей день, вызывая путаницу среди предпринимателей.

Что же общего у ТТН и ТН? И в чем различия?

Объединяет эти два документа наличие транспортного раздела.
Главное отличие – ТТН нужна для списания и оприходования товаров на складе и в то же время содержит данные о перевозке, ТН же оформляется только в ситуациях привлечения стороннего перевозчика и касается исключительно перевозки груза, товарные отношения отражаются в накладной ТОРГ-12. Получается, что ТТН может заменить ТН и ТОРГ-12, транспортная же накладная ТТН не заменяет. При этом ТОРГ-12 может оформляться в дополнение к ТТН для детализации всех номенклатурных позиций, если информация о них не поместилась в ТТН.

Споры в необходимости различных комплектов закрывающих документов связаны с противоречивостью действий представителей проверяющих органов. Бухгалтеры считают, что чем больше документов по отгрузке, тем меньше будет проблем.

Если брать за основу момент передачи товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и характер договорных отношений между субъектами хозяйственных операций, то участники Совета профессионалов по цепям поставок предлагают рассматривать такие ситуации и комплекты первичных документов к ним:

  1. Покупатель забирает груз со склада поставщика на условиях самовывоза собственным транспортом – переход прав собственности осуществляется в момент погрузки, оформляется ТОРГ-12 и путевой лист, ТТН и ТН не нужны.
  2. Продавец доставляет товар собственным транспортом на склад покупателю – переход права собственности происходит в момент выгрузки, соответственно, нужен ТОРГ-12 и путевой лист.
  3. Покупатель или продавец заключают договор с перевозчиком – в таком случае оптимальным вариантом будет ТН и ТОРГ-12 (или универсальный передаточный документ (УПД[1] ), который также может заменить ТОРГ-12 в любой из схем), но ТТН тоже возможна.
  4. Если имеют место услуги экспедитора, и ТТН в таком случае не оформляется, достаточно будет экспедиторской расписки. Передача товара оформляется ТОРГ-12.

Судебная практика при этом демонстрирует, что наличие ТТН наилучшим образом подтверждает затраты по доставке товаров, по договорам транспортной экспедиции в частности, а также может стать решающим аргументом в спорах со страховыми компаниями, фиксируя взаимосвязь подписи водителя со списком товара и его ценой.

ТТН уходит в прошлое, но пока этот документ не отменили на законодательном уровне, предприниматели будут его использовать, чтобы снизить возможные риски.

 

Анна Пушина, эксперт, Совет профессионалов по цепям поставок


универсальный передаточный документ (УПД)

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости