Обзор железнодорожного рынка РФ в 2018 г – прогнозы на 2019 г

 

2018 г.: погрузка на максимуме за последние 9 лет, грузооборот — новый рекорд за всю историю РФ

В декабре 2018 г. погрузка снизилась к прошлому году на 1,1% и составила 109,0 млн т, а грузооборот вырос на 2,3% и составил 224,4 млрд тарифных т-км.

Всего за 2018 г. погрузка на сети РЖД составила 1 289,6 млн т. Это на 2,2% больше, чем в предыдущем году, и максимальный уровень за последние девять лет. В 2018 г. грузооборот установил новый рекорд за всю историю России и достиг 2 596,4 млрд т-км (+4,2% к 2017 г.).

Драйверами роста стали: уголь (+4,6%), нефть (+0,4%), железная руда (+5,7%), черные металлы (+7,0%), лесные грузы (+5,6%), удобрения (+3,7%), зерно (+22,6%), лом черных металлов (+1,4%) и коксующийся уголь (+0,8%). Снизились перевозки строительных грузов (-6,8%), цемента (-6,5%) и цветной руды (-2,8%).

Уголь: мировой рынок стабилен, прогнозируется дальнейший рост экспорта

Погрузка угля в декабре снизилась к прошлому году на 1,5% и составила 32,1 млн т. Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 374,9 млн т угля, что на 4,6% выше показателя 2017 г.

В 2018 г. рост экспортных отправок составил 6,4%, тогда как внутренние перевозки остались на уровне прошлого года. Основными импортерами российского угля в 2018 г. стали Япония, Великобритания, Китай, Германия, Украина и Польша. При этом наибольший прирост поставок в 2018 г. произошел в Германию (+7 млн т к прошлому году) и Польшу (+5 млн т).

По прогнозам МЭА, мировой спрос на уголь останется стабильным в течение ближайших пяти лет. Пока в одних регионах (ЕС и США) потребность в угле падает, в других (Индия и Юго-Восточная Азия) — растет. По прогнозам, потребность Индии будет расти на 4% в год и к 2023 г. увеличится на 150 млн т в угольном эквиваленте. Самыми быстрыми темпами спрос на уголь будет расти в Юго-Восточной Азии за счет строительства новых угольных электростанций на Филиппинах и во Вьетнаме. Ожидается, что рост в регионе составит 5,7%. Развитие событий будет зависеть от проведения климатической политики на международной арене.

По сообщению министра энергетики А. Новака, в 2018 г. добыча угля в России выросла на 6%, до 433,6 млн т, по сравнению с показателем 2017 г. Инвестиции в угольную отрасль за тот же период увеличились на 21%, до 135 млрд руб.

В планах Правительства РФ 50%-й рост экспорта в восточном направлении. Для этого планируется до 2025 г. увеличить провозную способность железнодорожной инфраструктуры в этом направлении дополнительно до 210 млн т, в том числе по поставкам угля – до 195 млн т (в 2 раза по сравнению с текущим уровнем). Кроме того, потребуется увеличение терминальных мощностей. По оценке ИПЕМ, к 2030 г. мощность угольных терминалов увеличится на 59,2 млн т/год. Общая пропускная способность всех терминалов, перегружающих уголь, при этом составит 224,5 млн т/год.

На фоне благоприятной мировой конъюнктуры погрузка угля железнодорожным транспортом будет расти по мере развития транспортной инфраструктуры и ввода новых мощностей.

Нефть и нефтепродукты: существенного роста не будет

Погрузка нефти и нефтепродуктов в декабре сократилась на 1,9% и составила 20,9 млн т. Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 236,4 млн т нефти и нефтепродуктов, что выше показателя 2017 г. на 0,4%.

В 2018 г. была разнонаправленная динамика экспортных (-1,5%) и внутренних грузопотоков (+1,5%).

Увеличение годовой погрузки произошло за счет проделанной работы РЖД по привлечению нефтяных грузов на железную дорогу. Кроме того, с 1 января 2019 г. вступил в силу налоговый маневр, который рассчитан на 6 последующих лет. За этот период планируется внести серьезные изменения в расчет экспортной таможенной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых. Налоговый маневр призван облегчить экспорт нефти и нефтепродуктов, однако конкуренция со стороны трубопроводного транспорта по-прежнему давит на сегмент — за последние шесть лет было введено около 4,5 тыс. км магистральных нефтепроводов. В 2019 г. тенденция продолжится — по оценке ИПЕМ, в текущем году будет заметен эффект от запуска в эксплуатацию нефтепровода, который в 2018 г. соединил Комсомольский НПЗ и ВСТО.

В то же время, эксперты считают, что падение погрузки сырой нефти будет компенсировано ростом объемов по другим грузам этого сегмента, в частности, энергетических газов. В 2018 г. их перевозки остались на уровне прошлого года. Вдобавок, в мае 2019 г. планируется запуск комбината «ЗапСибНефтехим» в Тобольске, который будет потреблять около 3 млн т сжиженных углеводородных газов, поступающих сегодня в продажу, что приведет к коррекции экспорта. В то же время при реализации заявленных проектов по увеличению производственных мощностей выпуск к 2020-2021 гг. может вырасти до 21 млн т.

По предварительным данным Минэнерго, переработка нефти в России достигла 286,6 млн т (+ 2,4%), а глубина переработки — 83,1%. Выпуск мазута сократился на 4,4% и составил 49,2 млн т. Та же тенденция наблюдается и в перевозках железнодорожным транспортом — погрузка мазута на сети РЖД сократилась в 2018 г. к прошлому году на 4,6%. Производство дизельного топлива по итогам года возросло на 0,8% и достигло 77,5 млн т, однако его погрузка железнодорожным транспортом снизилась на 7,1%.

Падение погрузки нефтяных грузов железнодорожным транспортом будет и дальше тормозиться за счет создания РЖД привлекательных условий для грузоотправителей, однако о существенном восстановлении сегмента с учетом ввода новых трубопроводных мощностей говорить пока не приходится.

Строительные грузы и цемент: восстановление отрасли откладывается

Погрузка строительных грузов в декабре снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 7,4% и составила 8,7 млн т, погрузка цемента сократилась на 7,1%, до 1,3 млн т. Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 123,8 млн т строительных грузов и 25,1 млн т цемента, что на 6,8% и 6,5% ниже показателей аналогичного периода 2017 г.

По предварительным итогам, объем ввода жилья в России в 2018 г. сократился на 5% и составил 75,3 млн м2. При этом, по словам вице-премьера Правительства РФ Виталия Мутко, объемы строительства жилья в 2019 г. будут сопоставимы с объемами 2018-го. А рост объемов ожидается после адаптации рынка к проектному финансированию и счетам эскроу (вводятся с 1 июля 2019 г.), которая займет около двух лет.

По оценкам экспертов INFOLine, в сегменте строительства нежилой недвижимости в 2017-2019 гг. наиболее вероятна стагнация и сохранение текущих объемов ввода. При этом основным драйвером является реализация проектов в сфере агропромышленного комплекса за счет осуществляемой государственной поддержки. Что касается промышленного строительства, то развитие тормозится на фоне негативного инвестиционного климата.

Существенную роль в перевозках строительных материалов сыграет реализация инфраструктурных проектов РЖД. В рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. (Магистральный план) РЖД направят 1,7 трлн руб. Важнейшими проектами являются увеличение пропускных и провозных способностей для роста контейнерного потока в 4 раза, модернизация БАМа и Транссиба.

На фоне негативной динамики показателей строительства, вероятно, восстановление перевозок строительных грузов железнодорожным транспортом будет отложено до момента адаптации отрасли к новым условиям работы. Однако текущее падение будет частично компенсировано проектами развития транспортной инфраструктуры страны.

Черные металлы: рекорд за последние 9 лет

Погрузка черных металлов в декабре сократилась к уровню прошлого года на 4,2% и составила 6,9 млн т. Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 78,1 млн т черных металлов, что на 7% выше показателя 2017 г. и является рекордным показателем за последние девять лет.

При этом рост внутренних перевозок в 2018 г. составил более 12%, тогда как экспорт вырос на 7%, сократившись в декабре на 10% год к году. В 2018 г. экспорт черных металлов вырос в Турцию, Италию и США. В Топ-5 потребителей российской металлопродукции, помимо этих стран, вошли Мексика и Тайвань.

По оценке экспертов, на внутреннем рынке в 2019 г. вероятно снижение потребления металлопродукции. Этому способствуют новые условия работы девелоперов в сегменте жилищного строительства, неблагоприятный инвестиционный климат для промышленного строительства, а также планы автомобилестроителей по сокращению выпуска в 2019 г. Так, «КАМАЗ» уже заявил о снижении сбыта автомобилей на 9,5%, до 39 тыс. ед., а компания Ford прорабатывает для себя варианты ухода из России, несмотря на наличие трех совместных с Sollers заводов суммарной мощностью 360 тыс. машин в год. Однако при самом благоприятном раскладе в 2019 г. может быть достигнут прирост в 3% по сравнению с показателями 2018-го. Его драйвером могут выступить инвестиционные проекты РЖД. Но эксперты считают, что этого будет недостаточно для перелома ситуации.

Таким образом, рекорд погрузки 2018 г., вряд ли, будет побит в 2019-м с учетом того, что погрузка металлопродукции на экспорт осложнена внешними заградительными мерами, которые с учетом избытка мировых мощностей сохранятся и в дальнейшем.

Руда: рекорд погрузки за последние 15 лет

Погрузка руды в декабре выросла относительно показателей предыдущего года на 5,1% и составила 10,3 млн т, установив рекорд перевозок для данного месяца. Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 116,7 млн т руды, что на 5,7% выше значений аналогичного периода 2017 г. и является рекордным показателем за последние 15 лет.

Увеличение погрузки в 2018 г. было достигнуто за счет роста внутренних отправок (+10%), тогда как экспорт сократился на 15% за счет падения грузопотока в Польшу и Китай на 1,5 млн т в каждую из стран, а также прекращения поставок в Чехию и Сербию. В то же время поставки российской руды нарастили Италия, Франция и Египет.

Перевозки руды железнодорожным транспортом будут зависеть от конъюнктуры как внутреннего, так и мирового рынка черных металлов. При высоком спросе на российскую металлопродукцию руда будет отправляться в адреса отечественных металлургов, в ином же случае излишки руды могут быть направлены на экспорт.

Лесные грузы: рост погрузки вслед за развитием отрасли

Погрузка лесных грузов в декабре выросла к уровню предыдущего года на 2,7% и составила 3,8 млн т. Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 45,7 млн т лесных грузов, что на 5,6% выше показателя 2017 г.

Погрузка лесных грузов в 2018 г. выросла как за счет увеличения внутренних отправок (+15%), так и экспортных потоков (+4%), преимущественно благодаря росту поставок в Казахстан (+30% к 2017 г.).

Рост внутреннего спроса обусловлен развитием деревообработки внутри страны. По данным Росстата, в 2018 г. увеличилось производство лесоматериалов (+3,6%), фанеры (+6,9%), древесноволокнистых (+8,6%) и древесностружечных (+6,5%) плит, целлюлозы (+3,1%), бумаги и картона (+4,0%).

Ожидается дальнейший рост погрузки лесных грузов железнодорожным транспортом по мере развития лесопромышленного комплекса РФ, при этом возможно увеличение экспорта продуктов лесопереработки.

Зерно и продукты перемола: рекорд погрузки за последние 10 лет

Погрузка зерна в декабре составила 2,4 млн т (-4,0% к декабрю прошлого года). Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 27,1 млн т зерна, что на 22,6% выше значения 2017 г. и является максимальным показателем за последние 10 лет.

Увеличение погрузки в 2018 г. было обусловлено ростом перевозок как на внутренних направлениях (+5%), так и на экспортных (+35%), преимущественно в Египет. При этом с сентября 2018 г. экспорт начал снижаться. Причина такого изменения — в рекордном урожае 2017 г., который позволил отправить излишки зерна на экспорт и создать высокие переходящие запасы, а также в умеренном урожае 2018 г.

Согласно проекту Минсельхоза «Экспорт продукции АПК», урожай зерновых в России в 2019 г. может составить 114,3 млн т, в 2020-м —118,1 млн т, в 2021-м — 120,1 млн т, в 2022-м — 124,6 млн т, в 2023-м — 131,1 млн т, а в 2024-м —137,5 млн т. Чтобы достичь этих показателей, документом предусмотрено ежегодное вовлечение в оборот ранее выбывших сельхозугодий для выращивания экспортно-ориентированной сельскохозяйственной продукции: сои, кукурузы, рапса и риса.

В 2019 г. ожидается сохранение тенденций конца прошлого года — снижение погрузки, особенно с учетом высокой базы предыдущего года, хотя перевозки и находятся на высоком уровне. Однако ситуация может измениться во второй половине года, что будет определяться размерами урожая нового сезона.

Химические и минеральные удобрения: рекордная погрузка за всю историю РФ

Погрузка удобрений в декабре составила 5,3 млн т (+1,9% к декабрю прошлого года). Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено почти 59,2 млн т удобрений, что на 3,7% выше показателя 2017 г.

В 2018 г. перевозки на внутренних направлениях выросли на 8%, тогда как экспорт остался на уровне прошлого года. Наибольший прирост поставок произошел в Бразилию (+1 млн т) и США (+0,8 млн т), наибольшее падение было в адрес Украины (-2 млн т) и Китая (-0,4 млн т).

По словам генерального директора «ФосАгро» Андрея Гурьева, объем инвестиционной программы компании в 2019 г. составит порядка 33-34 млрд руб., а рост производства по году ожидается на уровне 6-10%. В 2018 г. «ФосАгро» произвела 9,1 млн т всех удобрений, включая кормовые. Ожидается, что первый квартал 2019 г., учитывая, что производство уже выросло на 10% в валовом объеме, будет одним из лучших для компании.

«Уралхим» по итогам 2018 г. увеличил общий объем продаж на российский рынок и в страны СНГ на 20%, до 2,6 млн т, по сравнению с показателем 2017 г. При этом объем продаж минеральных удобрений на рынке РФ вырос на 50%, превысив 1 млн т. Самый существенный рост показателя отмечен в западных регионах России, а также в секторе продаж крупным агрохолдингам.

В январе «Уралхим» и «Уралкалий» сообщили о планах строительства в Ленинградской области терминала по перевалке своей продукции. Площадку планируется выбрать к апрелю 2019 г. Это будет первый в регионе терминал по обработке калийных удобрений. Мощности нового терминала и объем инвестиций в проекте пока не раскрыты.

Ожидается дальнейший рост перевозок удобрений железнодорожным транспортом за счет высокого мирового спроса на российскую продукцию, а также по мере запланированного ввода производственных мощностей на территории РФ.

Рекордная реализация вагонов заводами РФ за последние 5 лет

Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».

Коммерчески пригодный к перевозкам парк — 1 050 тыс. ед., тогда как неисправный на начало января по-прежнему на низком уровне — около 49,3 тыс. ед. В результате профицит парка составил 54,1 тыс. ед.

В декабре 2018 г. реализация вагонов заводами СНГ составила 7,7 тыс. ед., что на 3% выше результатов декабря 2017 г. (7,5 тыс. ед.). При этом выбытие вагонов составило около 1,8 тыс. ед.

В 2018 г. реализация вагонов заводами СНГ составила 83,2 тыс. ед., что на 24% выше результатов 2017 г., а заводами РФ было выпущено 68,8 тыс. ед. (из них полувагонов 42,3 тыс. ед.), что почти на 20% выше показателей прошлого года и является максимально высоким результатом за последние пять лет. Всего в 2018 г. было списано около 29,4 тыс. вагонов.

Полувагонов в декабре в РФ было реализовано 3,8 тыс. ед., что существенно превышает объем их списания (0,3 тыс. ед.). Ставки аренды на типовые полувагоны в январе остались на уровне декабря 2018 г. — до 2 000 руб./сутки, профицит в сегменте по-прежнему отсутствует.

В 2018 г. маршрутная скорость грузового поезда сократилась на 5,6%, а оборот полувагонов вырос впервые с 2014 г. до 15,27 сут. и добавил к потребному парку 10–20 тыс. полувагонов.

Этому способствовал целый ряд факторов. Во-первых, к нехватке тяги привел рост числа вагонов на сети РЖД до 1,112 млн ед. на фоне необходимости в обновлении парка локомотивов и переориентации основных грузопотоков. Кроме того, увеличение экспортных отправок на фоне сокращения внутренних перевозок повысило давление на локомотивный парк, в первую очередь на маневровые локомотивы. По оценке главы INFOLine Михаила Бурмистрова, ситуация с доступностью локомотивной тяги ухудшится в 2019 г., когда из-за новых технических регламентов 2,2 тыс. маневровых локомотивов, имеющих право выходить с путей необщего пользования на общие, потеряют эту возможность.

Во-вторых, в 2018 г. тяжелыми видами ремонтов, которые требуют длительного закрытия инфраструктуры (реконструкция, капитальный ремонт, сплошная смена рельсов), отремонтировано 5 730 км пути, что на 7,6% больше, чем годом ранее.

В-третьих, на оборот повлиял дефицит запчастей в связи с заградительными пошлинами и вытеснением с рынка украинского «Интерпайпа» при нехватке поставок со стороны российских ОМК и Evraz. В результате, увеличился простой в ремонтах в ожидании крупного литья и цельнокатаных колес. По словам Михаила Бурмистрова, в четвертом квартале 2018 г. цельнокатаные колеса на рынке РФ фактически отсутствовали, хотя цены на них за год выросли вдвое — до 40–45 тыс. руб.

Негативное влияние на скорость доставки грузов может оказать увеличение тарифа на порожний пробег полувагонов на 6% с 2019 г. Мера призвана сократить порожний пробег на сети РЖД вследствие задержек вагонов в ожидании погрузки попутных грузов.

Высокая экспортная цена на уголь подогревает интерес к полувагонам, что удерживает рынок от снижения ставки. С начала 2017 г. доля маржи в структуре цены угля вышла на стабильно высокий уровень. Вдобавок дополнительный спрос на полувагоны создают планы Правительства РФ по увеличению экспорта угля.

Лейсана Коробейникова, заместитель директора по аналитическим исследованиям ПАО «НПК ОВК»

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости