Текущие тренды производства и списания вагонов создают риски существенной недозагрузки производственных мощностей в российском вагоностроении не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Пиковые периоды массового списания подвижного состава 2032-2034 гг. могут не привести к соразмерному росту производства. О перспективах российского рынка грузовых вагонов на XII ежегодной конференции «Рынок железнодорожного подвижного состава и операторских услуг» рассказал заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Александр Слободяник.
С 2016 года производство вагонов стабильно росло до рекорда 2019 года, и в 2021 году уже можно говорить о насыщении рынка по ряду родов вагонов. Однако после спада в 2020 году производители продолжают наращивать объемы производства, следуя за спросом. По прогнозу ИПЕМ, на конец 2021 года объем производства вагонов в России вырастет на 7%. При этом вагоностроители переориентируются на производство инновационных вагонов с увеличенным сроком службы. Доля инновационных вагонов в общем объеме производства вагонов по итогам 9 месяцев 2021 года достигла 42,7%, в сегменте полувагонов 94,7%, а общая доля инновационных вагонов на сети ОАО «РЖД» превысила 15% парка. Поставки вагонов с увеличенным сроком службы дополнительно отодвигают сроки их списания.
«В период до 2030 г. мы прогнозируем стабильный объем среднегодового списания парка грузовых вагонов на уровне 25,4 тыс. ед., — рассказал Александр Слободяник. — Пиковые значения списания ожидаются в 2032-2034 гг., когда будут выбывать полувагоны, поставленные в 2010-2012 гг. Всего в 2032-2034 гг. будет списано около трети текущего парка полувагонов».
Большие объемы поставок на сеть нового подвижного состава и рост парка в последние годы создают риск того, что к периоду пиковых объемов списания необходимости в восполнении выбывающего парка не будет. Таким образом, большие объемы списания не приведут к соразмерному росту производства из-за отсутствия спроса.
В сложившейся ситуации производителям вагонов уже сегодня следует задуматься о диверсификации производственной линейки и развитии других направлений бизнеса, таких как сервисные контракты, производство запчастей, дефицит которых периодически возникает на рынке.