40% до 30 лет: молодежь меняет рынок труда логистики – но дефицит кадров усиливается

Сотрудница работает за ноутбуком в логистическом офисе

В первой половине 2025 года молодые специалисты составили рекордные 40% всех соискателей в российской логистике — на 29% больше, чем годом ранее (данные «Зарплата.ру»). Однако кадровый голод не преодолен: компании испытывают нехватку рабочих рук на всех ключевых позициях от водителей до менеджеров, а рост зарплат не полностью удовлетворяет ожидания кандидатов.

+29% год к году: приток и ожидания специалистов

По словам руководителя отдела персонала «Скиф-Карго» Евы Климентенко, молодые сотрудники сегодня активно влияют на внутренние процессы компаний, приносят свежий взгляд и быстро осваивают современные технологии.

«Именно они становятся драйверами изменений и помогают нам оставаться конкурентоспособными», — отмечают в компании.

Среди топ-вакансий, востребованных у молодежи, остаются курьеры, грузчики, водители, кладовщики, а также менеджеры по логистике и товароведы, сообщили в «Зарплата.ру».

При этом большинство молодых специалистов ориентированы на гибридный график работы и ожидают более высокую оплату, чем может предложить рынок, подтверждает руководитель по подбору офисного персонала СДЭК Ирина Емельяненко: «90% начинающих специалистов предпочитают гибридный формат, а лишь 10% готовы бывать в офисе чаще трех дней в неделю».

Дефицит кадров растет: e-commerce подогревает спрос

Рост электронной коммерции остается главным драйвером дефицита кадров. Руководитель отдела по работе с персоналом NC Logistic Юлия Завалкина отмечает, что значительная часть рабочей силы сконцентрирована в этом сегменте, из-за чего серьезно усиливается конкуренция между ритейлом, маркетплейсами и логистическими компаниями.

Среди наиболее «дефицитных» остаются водители, курьеры, грузчики и кладовщики; крупные компании отмечают, что найти опытного водителя категории «Е» становится всё сложнее, причем большинство кандидатов старше 45 лет, утверждает заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» Дмитрий Хрущалев.

66 000 рублей медиана: зарплаты растут, но не догоняют ожидания

По данным «Зарплата.ру», медианная зарплата по специальности «логист» в первом полугодии 2025 года выросла до 66 тыс. руб. — на 5% больше, чем в 2024-м. Для некоторых профессий предлагаемые ставки превышают ожидания: вакансии курьера и водителя сегодня могут стартовать от 100 тыс. до 146 тыс. руб.

Но большинство молодых специалистов рассчитывают на более высокую оплату — и для их удержания компании проводят индексацию и расширяют бонусные программы. Например, в NC Logistic в этом году зарплаты всем сотрудникам проиндексировали на 25%. Кроме того, компания на регулярной основе предлагает премии к отпуску и годовые выплаты.

HR-стратегии: удержание и лояльность

Работодатели вынуждены пересматривать подход к мотивации.

В ПЭК усилили работу с корпоративной культурой и вовлеченностью: «Уровень удовлетворенности — ключевой фактор для повышения лояльности», констатирует директор по персоналу Наталья Пронякина.

Здесь регулярно собирают обратную связь, отслеживают индексы eNPS и mNPS, запускают адаптационные программы и внутренние образовательные проекты.

«Для отслеживания показателя мы регулярно проводим внутренние опросы вовлеченности сотрудников, анализируем внешние источники связи, например, сайты с отзывами о работе. На основе данных формируются планы улучшений по подразделениям, запускаются инициативы, направленные на повышение вовлеченности. Так, по итогам последних опросов мы запустили школу для руководителей и открыли раздел с вакансиями на внутреннем портале для тех, кто хотел бы расти внутри компании», — говорит Дмитрий Хрущалев.

Во многих компаниях появились наставнические системы, внутренние конкурсы, корпоративные университеты и стажировки, которые позволяют молодым специалистам быстро расти до позиций старших аналитиков или руководителей, отмечают в «Скиф-Карго» и ПЭК.

В NC Logistic подчеркнули, что стратегически важным элементом в повышении лояльности персонала является непрерывное обучение и развитие. Создавая кадровый резерв, компания поддерживает инициативных работников, организует для них внешние тренинги, на которых можно улучшить hard skills и soft skills под конкретную задачу, будь то профессиональные или управленческие навыки. Другой важный фактор долгосрочных отношений сотрудника и работодателя — предоставление возможностей для карьерного роста. В NC Logistic есть множество примеров того, как сотрудники начинали карьеру в компании с рядовых должностей и всего за несколько лет, а иногда и месяцев, поднимались до руководящих постов.

Перспектива: обновление или ускорение текучести?

Основным вызовом сезона остаётся текучесть кадров среди молодых сотрудников.

«Представители нового поколения чаще всего задерживаются на месте до двух лет, после чего уходят за новыми офферами», — отмечают в ПЭК.

При этом компании видят в молодежи ресурс для цифровой трансформации и оперативных изменений.

Эксперты прогнозируют: баланс привлекательных условий и гибкой корпоративной культуры станет для логистики ключом к преодолению дефицита и сохранению кадрового потенциала, а темпы роста зарплат и адаптации под требования поколения Z прямо будут влиять на устойчивость бизнеса.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости