В России выросли требования к «мягким» навыкам сотрудников в логистике и цепях поставок. По итогам 2023 года больше всего увеличился спрос на коммуникабельных (+74%), стрессоустойчивых(+55%), клиентоориентированных (+38%), ответственных(+37%) и многозадачных работников (+6%). Они умеют выстраивать приоритеты, находить новые неординарные решения и адаптироваться к постоянно меняющимся условия на рынке. Наиболее востребованными «мягкими» навыками в этом году станут адаптивность, инициативность, умение быстро решать проблемы и эффективно планировать свое время. К такому выводу пришли эксперты компаний, подготовивших совместный обзор по рынку — hh.ru, ПЭК, «Cнежная королева», HOLODILNIK.Ru, СДЭК, Dalli и STS Logistics.
По итогам 2023 года спрос на коммуникабельных сотрудников в логистике вырос более чем в 1,7 раза — работодатели указывали это требование в вакансиях на 74% чаще, чем в 2022-ом, рассказывает руководитель направления «Навыки и Карьера» hh.ru Марина Дорохова.
«Коммуникабельность остается одним из основных „мягких“ навыков в логистике, который помогает не только выстроить отношения в команде, с клиентами и партнерами, но и ускоряет профессиональное развитие сотрудника. Общительный сотрудник сможет гораздо быстрее погрузиться в бизнес-среду компании, чем замкнутый», — отметила Виктория Цой, директор по персоналу ПЭК.
Коммуникабельность важна не только для офисных сотрудников, но и для линейного персонала в логистике — особенно, курьеров. Заместитель генерального директора по коммерции Dalli Екатерина Анциферова напоминает, что за последние четыре года онлайн-покупатели стали гораздо требовательнее к качеству доставки. Важно, чтобы клиенту было комфортно общаться с курьером и возникло желание сделать повторный заказ на площадке.
Кроме того, по итогам прошлого года работодатели в полтора раза чаще, чем год назад указывали в вакансиях требование о наличии навыка стрессоустойчивости (+55%) у сотрудников, отмечает руководитель направления «Навыки и Карьера» hh.ru Марина Дорохова.
За два года в цепях поставок появились десятки дополнительных этапов, из-за ограничений часто возникают форс-мажоры. Чтобы выстраивать доставку и переориентироваться в режиме реального времени, несмотря на внешние и внутренние вызовы, сотрудник должен обладать навыками стрессоустойчивости, подчеркнула Виктория Цой.
По данным hh.ru, в прошлом году число вакансий для клиентоориентированных сотрудников в логистике выросло на 38%.
Важно, чтобы работники умели взаимодействовать с заказчиками и партнерами, проводить переговоры и грамотно аргументировать свою позицию, считает Екатерина Анциферова. Виктория Цой подчеркнула, что в новых реалиях компании часто сталкиваются с изменением цепей поставок, сроков и стоимости логистики. Поэтому также важно, чтобы сотрудники при необходимости умели разрешать спорные ситуации.
Кроме того, по информации hh.ru, по итогам прошлого года на 37% выросло количество вакансий с обязательным требованием к ответственности работников.
«На фоне динамичных темпов работы и дистанционного режима труда, популярность которого за последние четыре года существенно выросла, компании не готовы тратить время на микроменеджмент и контроль всех поставленных задач. Поэтому самостоятельность и вовлеченность сотрудника становятся базовыми требованиями», — рассказал Сергей Сакалюк, директор по логистике HOLODILNIK.Ru.
По словам директора по логистике «Снежной королевы» Алексея Ермакова, найти таких работников становится все сложнее. Многие сотрудники указывают в резюме, что готовы нести ответственность за свою деятельность, при этом на практике — опасаются принимать даже самые типовые решения.
По итогам прошлого года компании в логистике на 10% активнее искали сотрудников, способных обрабатывать большие объемы информации. Бизнес, как говорят данные hh.ru, на 6% чаще привлекал многозадачные кадры — всего за последние два года число вакансий с обязательным требованием к этому навыку выросло на 141%. Показатель занял второе место по темпам роста в 2023 году к 2021 году (активнее искали только коммуникабельных).
Спрос на многозадачность в логистике усилился на фоне растущего дефицита персонала в различных категориях: от курьеров до клиентских менеджеров и руководителей по международным перевозкам. В новых реалиях многим сотрудникам приходится решать целый спектр дополнительных задач, подчеркнули в компаниях.
Какие навыки стали обязательными для сотрудников в логистике
Помимо базовых «мягких» навыков, по итогам 2023 года в логистике существенно вырос спрос на адаптивных сотрудников, подчеркнула Оксана Тарасенко, бизнес-партнер по работе с персоналом STS Logistics. По ее словам, в отрасли больше всего ценятся сотрудники способные проактивно реагировать на внешние и внутренние изменения в компании, адаптироваться к новым маршрутам и алгоритмам в сегменте логистики, находить неординарные решения.
Например, в 2023 году российский рынок столкнулся с нехваткой перевозчиков и резким ростом себестоимости автодоставки — на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2022-ого, согласно данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов. Поэтому, как поясняет Виктория Цой, сотрудникам транспортного отдела необходимо выстроить маршруты так, чтобы клиенты не ощутили на себе дефицита транспорта. А при возникновении форс-мажора — найти новые, нестандартные решения, которые помогут своевременно доставить груз.
Одним из самых востребованных навыков прошлого года стал эмоциональный интеллект — способность отслеживать эмоции, чувства, различать их и использовать для руководства мышлением, действиями, подчеркнула руководитель отдела подбора офисного персонала СДЭК Ирина Емельяненко.
Кроме того, за последний год в вакансиях появились требования к критическому мышлению и умению выстраивать кросс-функциональность, рассказал Сергей Сакалюк. В обновленных цепях поставок десятки разных этапов, поэтому важно, чтобы над достижением цели — своевременная и качественная доставка товаров — работали команды сотрудников с различными навыками и опытом работы.
Каких работников ждут в отрасли в этом году
В первой половине этого года спрос на стрессоустойчивых сотрудников в логистике вырастет на 30%, клиентоориентированных и многозадачных — на 20%, коммуникабельных — на 10%, прогнозирует Оксана Тарасенко.
Кроме того, по словам Виктории Цой, компания потребуется больше адаптивных и инициативных сотрудников, которые умеют быстро принимать решения и ориентируются на результат.
«Бизнес ждет от сотрудников в логистике умения добиваться поставленных целей, оценивать их и демонстрировать, на сколько выросла эффективность компании по итогам работы», — подчеркнул Алексей Ермаков.
Ирина Емельяненко добавляет, что большое значение будут иметь навыки тайм-менеджмента — способность эффективно планировать свое время, расставлять приоритеты и соблюдать сроки выполнения задач. Кроме того, по прогнозам СДЭК, вырастет спрос на аналитическое мышление — умение изучать данные и делать выводы, принимая обоснованные решения.
С учетом того, что дефицит персонала в логистике усиливается, большая часть компаний готовы пригласить на работу опытных сотрудников с минимальным количеством «мягких» навыков, остальные бизнес развивает уже на корпоративных занятиях. Например, обучающие курсы в ПЭК длятся три месяца и включают более десяти направлений: от развития эмоционального интеллекта до повышения коммуникабельности и клиентоориентированности. СДЭК также разработал внутреннюю онлайн-платформу корпоративного обучения, где собрано более 250 курсов, в том числе нацеленных на развитие «мягких» навыков. Собственный учебный центр «Холодильник.ру» развивает навыки тайм-менеджмента сотрудников. Многозадачность в сотрудниках компания вырабатывает с помощью внутренней приоритизации и ежедневного анализа задач через матрицу Эйзенхауэра. В «Снежной королеве» в работу по развитию «мягких» навыков сотрудников активно вовлечены топ-менеджеры компании, которые не только организуют, но и самостоятельно проводят многие тренинги и мастер-классы.