ИТ-компания Relog сотрудничает с более 300 клиентами. Это значит, что каждый день, а иногда и поздно вечером, сотрудники Relog общаются с таким же количеством логистов. Основываясь на данных, эксперты ИТ-компании рассказали о среднем возрасте логистов, что они любят и чего боятся.
Кого не хватает на рынке труда
Перечень необходимых знаний и навыков логиста включает в себя несколько параметров. Он должен знать законодательство, чтобы снизить потери. Логист многозадачен, ему нужно быстро решить, как устранить несколько проблем сразу. Одновременно работа требует внимания к деталям и концентрации внимания. Другими словами, труд логиста полон стрессов, и потому профессионалы востребованы на рынке.
Так, в 2024 году, опрос сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob показал, что кадровый голод испытывает большинство российских компаний. Причем среди работодателей о дефиците чаще говорили транспортно-логистические компании (88%), промышленники (87%), торговые организации и предприятия сферы услуг (по 86%).
С женщинами-логистами проще работать
Средний возраст логистов, сотрудничающих с Relog, 30-45 лет. Несмотря на то что 80% из них мужчины, женщины руководители логистических отделов мыслят инновационно и с ними проще работать.
«Мужчины-логисты более осторожны и консервативны по отношению инновациям. Женщинам же достаточно показать удобство автоматического планирования (контроль работы водителей, визуализацию точек на карте и т.д.) и они быстрее понимают преимущества», — говорит руководитель отдела внедрения Relog Магжан Сулейманов.
В качестве примера эксперты приводят случай с компанией Nawinia. Руководитель отдела логистики Екатерина Дорохова с самого начала проактивна в работе с Relog и всегда четко знает, что ей нужно от системы.
Что любят и не любят логисты?
По мнению руководителя отдела техподдержки Relog Жазиры Татубай, первое, что нравится логистам в ПО — контроль за работой водителей. Во-вторых, понятная и быстро доступная аналитика.
«Логисты ее очень любят. В аналитике отображаются все метрики и, кроме Relog, им не нужно заходить в другую программу. Они могут сразу выгрузить и показать отчеты руководству. Также отмечают экономию времени на планирование маршрутов», — говорит Жазира Татубай.
Не любят же логисты, когда программа медленно грузится. Что редко, но все же бывает.
Чего хотят логисты?
На самом деле главное, что нужно логисту — простота ПО. Чтобы водители ездили каждый по своему району, а алгоритм строил кучные маршруты. Чтобы не было так, что два водителя едут в соседние здания или срыв доставки. Причем в некоторых случаях привередливость логиста играет положительную роль и для клиента и для Relog.
«С начала внедрения ПО, логист ОО „Голд Продукт“ Мусанип Гасаналиев, мучал нас вопросами, как улучшить планирование, ускорить доставку. Пришлось много переделывать. Например, алгоритм кучность появился после доработок с ним. Из-за того, что г. Махачкала вытянут вдоль, отрисовали карту Open Street Map. На этом он не остановился и настоял на оцифровке филиалов. Как правило, когда у компаний такие активные логисты, такие проекты успешны», — рассказывает Магжан Сулейманов.
Чего боятся логисты?
С появлением ChatGPT споры о том, что ИИ оставит без работы большое количество людей разгорелись с новой силой. В прошлом году исследование банка Goldman Sachs о том, что дальнейшее развитие моделей уровня GPT-4 приведет к полной автоматизации 300 млн рабочих мест во всем мире напугало многих наемных работников. И логисты не исключение.
«Мне кажется, страх потерять место работы объясняет поведение логистов, которые саботируют использование ПО. Но это надуманный страх. По сути ПО это помощник, инструмент. Человека он не заменит. Есть разные нюансы. Например, программа не может знать особенностей водителей и городских районов или даже дворов, но логист знает. Поэтому стоимость опытного логиста, да еще умеющего работать с программой планирования маршрутов, на рынке труда ценится высоко», — сказал Магжан Сулейманов.
С ним согласна Жазира Татубай.
«Я считаю, что алгоритм не сделает точно так, как хочет человек. Он помогает сделать 80% работы, а остальное может сделать только логист. Робот его не заменит», — добавила она.
Мнения экспертов Relog подтверждаются выводами недавнего исследования Массачусетского технологического института: внедрение ИИ на данный момент слишком дорогостоящее, чтобы полностью заменить людей на рабочих местах. А также высказыванием CEO OpenAI Сэма Альтмана, сделанным на последнем Давосском форуме: ИИ общего назначения (ИИОН), способный выполнять задачи, подобные человеческим, «изменит мир гораздо меньше, чем мы думаем, а рабочие места — еще меньше».