Зарплаты водителей категории «СЕ» в январе-марте росли вдвое быстрее, чем в целом по рынку труда. По итогам I квартала 2024 года компании предлагали им больше, чем руководителям отделов отделов логистики и начальникам складов. Второе место по уровню зарплат линейного персонала в отрасли заняли курьеры, третье — упаковщики и комплектовщики. Несмотря на рост уровня оплаты, компании наблюдают повсеместное снижение откликов — в среднем на 30-40%, в зависимости от позиции и региона, а также усиливающийся отток персонала в смежные сегменты. Чтобы снизить текучесть кадров, бизнес повышает уровень оплаты труда, развивает программы обучения и мотивации сотрудников, а также сокращает объем рутинных операций. Об этом сообщается в обзоре HH.ru и ПЭК, подготовленном совместно с «Ридан Трейд», «Снежной королевой», Boxberry, Major Cargo Service и Dalli.
По данным HH.ru, зарплаты работников логистической отрасли в I квартале 2024 года увеличились на 29% год к году, до 88 тыс. руб. и на 44% превысили среднерыночный показатель в 61 тыс. руб.
Самыми активными темпами росли зарплаты водителей категории «СЕ»: в январе-марте этого года им предлагали 137,7 тыс. руб. против 73,9 тыс. руб. годом ранее (+86%). Спрос на данную категорию сотрудников в первом квартале вырос на 119%, при этом на одну вакансию приходилось менее четырех резюме.
«Дефицит водителей грузовиков в России обостряется — за прошлый год нехватка увеличилась с 21 до 25%, по данным „АвтоГрузЭкс“. К сожалению, продолжается активный отток сотрудников с магистральных рейсов в сегмент внутригородской доставки», — подчеркнула Виктория Цой, директор департамента персонала ПЭК.
В результате стремления участников рынка привлечь все больше водителей грузовиков эта профессия стала самой высокооплачиваемой рабочей специальностью в логистической отрасли. Более того, по итогам I квартала 2024 года водителям грузовиков предлагали больше, чем, например, руководителям отделов логистики (106,5 тыс. руб.), начальникам складов (80 тыс. руб.) или менеджерам по логистике и ВЭД (75,5 тыс. руб.), согласно данным HH. Примечательно, что позиция руководителя отдела логистики оказалась не второй, а третьей по размеру зарплат в логистике: второе место заняли курьеры (в январе-марте им предлагали 111 тыс. руб.).
В 2023 году средняя зарплата курьера в логистике увеличилась на 35% по сравнению с предыдущим годом, сообщила Екатерина Анциферова, заместитель генерального директора по коммерции Dalli. По ее словам, сейчас с момента отклика курьера до его выхода на тестовый маршрут проходит от 2 до 4 дней. В высокий сезон прошлого года, когда компании столкнулись с острым дефицитом доставщиков, этот показатель доходил до семи суток. Чтобы избежать нехватки курьеров осенью, когда объем доставки традиционно увеличивается, в апреле этого года компания уже запустила планирование и привлечение необходимого количества линейного персонала.
Складской персонал: больше спроса и меньше откликов
По данным HH.ru, в тройку самых востребованных специальностей также вошли кладовщик и грузчик: количество вакансий по этим позициям выросло на 56% и 38% соответственно. Средний уровень оплаты труда увеличился почти на треть: зарплаты кладовщиков выросли на 32%, до 62,1 тыс. руб., грузчиков — на 26%, до 49,3 тыс. руб, а количество резюме на одну вакансию, как и в случае с водителями, не превышало четырех.
Почти столь же активными темпами рос спрос на упаковщиков и комплектовщиков (+36% год к году). В январе-марте соотношение вакансий к резюме по этим категориям сотрудников составило 4,3, а уровень их зарплат увеличился на 32% год к году, до 87,5 тыс. руб.
Директор по персоналу Boxberry Галина Головкова отмечает, что в отрасли наблюдается повсеместное снижение количества откликов — в среднем на 30-40% в зависимости от позиции и региона. По данным «Снежной королевы», в первом квартале 2023 года на одну вакансию в сегменте линейного складского персонала приходилось 39 откликов, в январе-марте этого года — не более 19, сообщил Алексей Ермаков, директор по логистике компании. Директор по персоналу Major Cargo Service Максим Сафронов добавил, что срок закрытия одной вакансии по итогам первого квартала 2024 года увеличился более чем в два раза — до 60 дней.
Компании наблюдают отток складского линейного персонала на маркетплейсы, отметил Евгений Яблоков, заместитель директора по логистике «Ридан Трейд». По его словам, сотрудников мотивирует возможность самостоятельно регулировать объем работы и уровень зарплаты — на большинстве крупных онлайн-площадок сдельная оплата труда. Кроме того, линейные работники активно перетекают в производственный сегмент, сообщил Максим Сафронов.
В весенне-летний период бизнес наблюдает отток персонала в строительную отрасль: срок возведения зданий и сооружение ограничен погодными условиями, поэтому компании готовы повышать средний уровень зарплат на рынке, отметила Виктория Цой. В южных регионах России с мая по август персонал перетекает из логистической в туристическую отрасль.
Повышение оплаты, обучение и автоматизация
Чтобы привлечь и удержать линейных сотрудников по итогам прошлого года участники обзора увеличили уровень зарплат на 10-35%, в зависимости от категории и региона. Многие игроки, помимо фиксированных ставок, уже запустили мотивационные выплаты.
«Однако этого недостаточно — в „зарплатной гонке“ всегда есть риск проиграть. Помимо повышения зарплаты, необходимо предоставить складскому работнику гибкий график, возможность самостоятельно выбирать рабочие смены, а также комфортные условия труда: корпоративный транспорт, питание, при необходимости — общежитие», — подчеркнула Виктория Цой.
Алексей Ермаков добавил, что важно обеспечить сотрудников расширенным соцпакетом с возможностью страхования от несчастных случаев. Кроме того, необходимо обучать сотрудников и способствовать их карьерному росту — для этого «Снежная королева» и Dalli уже запустили собственные учебные центры.
Виктория Цой подчеркнула, что необходимо развивать и мотивировать персонал. Например, сотрудники ПЭК каждый год проходят курсы повышения квалификации по обработке и комплектации грузов, подбору, упаковке товаров и другим базовым складским операциям. Ежегодно компания проводит профессиональные конкурсы для работников склада, лучшие работники получают денежные и другие призы. Повысить мотивацию сотрудников также помогает проведение аналитики по ключевым показателям и демонстрация этой динамики сотрудникам, чтобы все видели общий вклад в развитие компании, рассказал Максим Сафронов.
Кроме того, важно повышать качество условий труда. Например, ПЭК оплачивает водителям выполнение смежных функций (погрузка/разгрузка, растентовка и т.д.), выплачивает суточные заранее и компенсирует простои машин, а также старается выстроить маршруты доставки через дома сотрудников, чтобы они успели провести несколько часов в кругу семьи.
По словам Галины Головковой, чтобы удержать персонал, Boxberry развивает экосистему заботы о сотрудниках. Компания улучшает условия труда и самореализацию работников по результатам регулярных опросов вовлеченности, подчеркнула она.
Совершенствовать условия труда линейных сотрудников в этом году планирует и «Ридан Трейд» — компания установит дополнительное оборудование, которое поможет упростить перемещение тяжелых грузов между складскими зонами, рассказал Евгений Яблоков. Кроме того, производитель планирует обновить систему управления складами (WMS), чтобы упростить и ускорить обработку грузов.
ПЭК также продолжит сокращать объем рутинных операций. Виктория Цой отмечает, что компания автоматизировала часть бизнес-процессов на крупнейших складах по всей России. Благодаря автоматизации, по итогам 2023 года ПЭК повысил производительность труда, на 3-5% сократив число сотрудников на этапах подбора, обработки и отгрузки товаров. Компания предложила этим работникам другие должности, которые требуют меньшего количества рутинных операций. В этом году ПЭК продолжит оптимизировать ручной труд в транспортной и складской логистике.