Этот год показал, что нужно продолжать активнее работать с поколением Y и Z. Они растут, развиваются и постепенно начинают занимать руководящие позиции. Если мы в прошлом году говорили про то, что все в мире быстро меняется, то в этом году могу сказать, что все меняется еще быстрее. И теперь точно нужно быть начеку, и отслеживать тренды в развитии компаний и брендов, которые могут «выстрелить» в течение ближайших лет. Такая внимательность и осведомленность особенно в вопросах команды позволит сохранить бизнес в будущем.
Основными итогами 2019 года могу выделить:
Запрос на максимальный аутсорс как отдельных людей, так и целых команд становится все больше и больше. В этом году эта тенденция наметилась очень активно. И все, что можно отдать внешним сотрудникам им теперь и отдается. Полагаю, что фриланс и аутсорс станут главным запросом от заказчиков в 2020 году. Это объяснимо, так как внешним командам ставят конкретные задачи, обозначают сроки, что сложнее сделать с людьми в штате, и глобально аутсорс для любого проекта стоит дешевле, чем найм внутреннего сотрудника или целого отдела. В свою очередь, внешние агентства и люди капитализируют свое время, берут на себя риски и готовы нести ответственность в том числе и финансовую. Под конкретные задачи теперь привлекают не тех, кто свободен на рынке, а лучших. Плюс, конечно, человек в штате не всегда имеет доступ к тем ресурсам, которые есть у внешних команд. Обременение большим штатом становится угрозой проиграть в будущем. Сегодня мы формируем пулы и рейтинги внешних исполнителей под запросы заказчиков.
Смешанные компетенции. Именно такие качества ищут собственники и топы в людях прежде всего. Самые ценные кадры, а особенно это видно в индустрии HoReCa, — это люди с системным и одновременно креативным мышлением. Основной запрос на таких специалистов, у которых есть навыки и дизайнера, и маркетолога, и аналитика. Например, это управляющие с пониманием технолога и так далее. Параллельно с этим растет запрос на развитие у ключевых сотрудников таких навыков как: умение мыслить самостоятельно и креативно и развитие способности быстро воплощать идеи в бизнес и максимально быстро тестировать свои гипотезы. Сотрудники с такими компетенциями это как раз представители нового поколения, которые способны лавировать в своих умениях. Второй важный запрос на людей с развитыми soft skills (гибкими навыками) или тех, кто хочет в себе их развить. Эти навыки в подавляющем большинстве приобретаются в компаниях, на цифровых платформах, школах при ресторанах и отелях. Если мы посмотрим, то уже видно, что ВУЗы стали конкурировать не столько друг с другом, сколько с большим количеством фирм и организаций, можно приобрести знания в процессе работы. Молодые специалисты будут отдавать предпочтение тем компаниям, которые заинтересованы в обучении сотрудников и не на словах, а на деле. Поэтому всевозможные школы при компаниях — это новый тренд и запрос поколения. И именно в таким компаниям проще и быстрее найти сотрудников.
Реакцией на все эти изменения стал запрос на обучение, аудит существующих систем и стратегические сессии, которые позволяют определить основные запросы, связанные с точками роста компании и, как следствие, трансформация оргструктуры.
Личный бренд первого лица и HR бренд компании. Этот тот инструмент, который уже нельзя игнорировать и лучшие кадры на рынке на репутацию компании ориентируются и пристально смотрят на бренд ее основателя. Этот тренд четко прослеживается в поиске executive персонала, и теперь потенциальный кандидат запрашивает подробное досье на компанию и ее руководителя. И в таких условиях борьбы за кадры, соответственно сегодня высок процент обращений за эффективными инструментами управления репутационными рисками.
И последний очевидный тренд, который сформировался по итогам этого года и закрепится в 2020 году это тренд на счастье. Время и счастье становятся важнейшими ценностями для людей. Теперь бизнес не просто должен приносить пользу, но и делать людей счастливыми, а ресторанный и отельный бизнес как никой другой обнажает эту потребность. Поэтому основной задачей для топ-менеджеров, HR отдела и отдела маркетинга будет продумать формат того, как создаваемая вами среда подстраивается под индивидуальное ощущение счастья каждого пользователя, как организовать и экономить время сотрудников и клиентов, в том числе и свободное.
Екатерина Стародубцева, основатель рекрутингового агентства Hurma Recruitment и агентства по найму топового и эксклюзивного персонала Creative Search