
Несмотря на сокращение количества вакансий на 21%, кадровый разрыв в логистике сохраняется. Как компании адаптируются к конкуренции за персонал и что меняется в структуре найма?
Массовый найм стабилен — проблемы начинаются выше
По итогам первых девяти месяцев 2025 года на hh.ru размещено около 1 млн вакансий в сфере логистики, что на 21% меньше, чем за аналогичный период 2024 года (Источник: hh.ru, ГК «Ориентир», 2025). Несмотря на снижение активности, спрос на линейный персонал — водителей, комплектовщиков, курьеров — остается высоким: на эти позиции пришлось более 580 тыс. объявлений.
Структура вакансий в логистике (январь—сентябрь 2025 г.)
Категория вакансий | Кол-во размещений | Доля, % |
---|---|---|
Водители, курьеры | 300 000+ | 30 % |
Комплектовщики, сборщики | 280 000+ | 28 % |
Кладовщики, грузчики | 200 000+ | 20 % |
Руководители, специалисты | менее 100 000 | <10 % |
Управленцы и специалисты: открытые позиции «зависают» на месяцы
Если массовый найм закрывается в привычные сроки, то с квалифицированными кадрами ситуация иная. Вакансии на позиции управленцев и складских специалистов могут оставаться открытыми месяцами. Основные причины, по данным опросов работодателей:
-
55% — завышенные ожидания соискателей по зарплате и условиям;
-
40% — нехватка профильных навыков у кандидатов
53% логистических компаний признали первое полугодие 2025 года неудачным с точки зрения найма. Каждый второй работодатель столкнулся с ростом сроков закрытия вакансий, а 38% — с сохраняющимся кадровым дефицитом.
Логистика автоматизируется — но не везде
Нехватка кадров заставляет компании пересматривать операционные процессы. Один из ответов — переход к автоматизации рутинных операций.
«Каждый новый распределительный центр — это сотни вакансий. Чтобы масштабироваться, нужно не только строить склады, но и снижать нагрузку на сотрудников. Мы отдаем повторяющиеся задачи роботам и перенаправляем людей на более осмысленную работу», — говорит Артём Хомышин, коммерческий директор ГК «Ориентир».
Примеры таких решений: автоматические сортировочные линии, роботы для паллетирования, системы управления складом (WMS), использующие машинное обучение для оптимизации маршрутов внутри склада.
Новый фокус: устойчивые команды и удержание
Ответом на растущую конкуренцию за кадры становится человекоцентричный подход в управлении персоналом:
-
62% компаний пересматривают HR-стратегии;
-
13% — фокусируются на удержании персонала;
-
45% — планируют индексировать заработную плату до конца 2025 года
Такие меры отражают переход от простой «гонки найма» к построению устойчивых команд, способных адаптироваться к технологическим и рыночным изменениям.
Разрыв между зарплатами и квалификацией
Зарплатный диапазон в логистике по-прежнему широк: от 60,1 тыс. руб. у грузчиков до 140,5 тыс. руб. у машинистов. Однако, вопреки ожиданиям, руководители отделов логистики получают в среднем меньше машинистов — 136,2 тыс. руб.
Интерпретация: Рост зарплат у линейных специалистов может отражать конкуренцию на фоне дефицита трудовых ресурсов, особенно в регионах с высокой концентрацией складской инфраструктуры. В то же время управленческие позиции испытывают давление из-за предложения на рынке и автоматизации части функций.
Вывод: рынок труда в логистике — в фазе реструктуризации
Несмотря на формальное снижение количества вакансий, рынок логистики переживает структурную перестройку. На передний план выходят:
-
борьба за квалифицированных специалистов;
-
развитие внутренних HR-стратегий;
-
внедрение технологий автоматизации;
-
поиск баланса между зарплатами и компетенциями.
Если в 2024 году акцент был на расширение и масштаб, то 2025 — это год кадровой переоценки. Побеждают не те, кто больше нанимает, а те, кто грамотно управляет командой и инвестирует в эффективность.