Логистика на распутье: кадровый дефицит, 1 млн вакансий и ответ отрасли на вызовы

Специалисты логистической компании обсуждают план работы на складе с элементами автоматизации, на фоне распределительного центра с оборудованием

Несмотря на сокращение количества вакансий на 21%, кадровый разрыв в логистике сохраняется. Как компании адаптируются к конкуренции за персонал и что меняется в структуре найма?

Массовый найм стабилен — проблемы начинаются выше

По итогам первых девяти месяцев 2025 года на hh.ru размещено около 1 млн вакансий в сфере логистики, что на 21% меньше, чем за аналогичный период 2024 года (Источник: hh.ru, ГК «Ориентир», 2025). Несмотря на снижение активности, спрос на линейный персонал — водителей, комплектовщиков, курьеров — остается высоким: на эти позиции пришлось более 580 тыс. объявлений.

Структура вакансий в логистике (январь—сентябрь 2025 г.)

Категория вакансий Кол-во размещений Доля, %
Водители, курьеры 300 000+ 30 %
Комплектовщики, сборщики 280 000+ 28 %
Кладовщики, грузчики 200 000+ 20 %
Руководители, специалисты менее 100 000 <10 %

Управленцы и специалисты: открытые позиции «зависают» на месяцы

Если массовый найм закрывается в привычные сроки, то с квалифицированными кадрами ситуация иная. Вакансии на позиции управленцев и складских специалистов могут оставаться открытыми месяцами. Основные причины, по данным опросов работодателей:

  • 55% — завышенные ожидания соискателей по зарплате и условиям;

  • 40% — нехватка профильных навыков у кандидатов

53% логистических компаний признали первое полугодие 2025 года неудачным с точки зрения найма. Каждый второй работодатель столкнулся с ростом сроков закрытия вакансий, а 38% — с сохраняющимся кадровым дефицитом.

Логистика автоматизируется — но не везде

Нехватка кадров заставляет компании пересматривать операционные процессы. Один из ответов — переход к автоматизации рутинных операций.

«Каждый новый распределительный центр — это сотни вакансий. Чтобы масштабироваться, нужно не только строить склады, но и снижать нагрузку на сотрудников. Мы отдаем повторяющиеся задачи роботам и перенаправляем людей на более осмысленную работу», — говорит Артём Хомышин, коммерческий директор ГК «Ориентир».

Примеры таких решений: автоматические сортировочные линии, роботы для паллетирования, системы управления складом (WMS), использующие машинное обучение для оптимизации маршрутов внутри склада.

Новый фокус: устойчивые команды и удержание

Ответом на растущую конкуренцию за кадры становится человекоцентричный подход в управлении персоналом:

  • 62% компаний пересматривают HR-стратегии;

  • 13% — фокусируются на удержании персонала;

  • 45% — планируют индексировать заработную плату до конца 2025 года

Такие меры отражают переход от простой «гонки найма» к построению устойчивых команд, способных адаптироваться к технологическим и рыночным изменениям.

Разрыв между зарплатами и квалификацией

Зарплатный диапазон в логистике по-прежнему широк: от 60,1 тыс. руб. у грузчиков до 140,5 тыс. руб. у машинистов. Однако, вопреки ожиданиям, руководители отделов логистики получают в среднем меньше машинистов — 136,2 тыс. руб.

Интерпретация: Рост зарплат у линейных специалистов может отражать конкуренцию на фоне дефицита трудовых ресурсов, особенно в регионах с высокой концентрацией складской инфраструктуры. В то же время управленческие позиции испытывают давление из-за предложения на рынке и автоматизации части функций.

Вывод: рынок труда в логистике — в фазе реструктуризации

Несмотря на формальное снижение количества вакансий, рынок логистики переживает структурную перестройку. На передний план выходят:

  • борьба за квалифицированных специалистов;

  • развитие внутренних HR-стратегий;

  • внедрение технологий автоматизации;

  • поиск баланса между зарплатами и компетенциями.

Если в 2024 году акцент был на расширение и масштаб, то 2025 — это год кадровой переоценки. Побеждают не те, кто больше нанимает, а те, кто грамотно управляет командой и инвестирует в эффективность.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости