В первом полугодии 2024 года водители грузовиков показали самый высокий рост зарплат на рынке труда. Медианная зарплата этой категории сотрудников увеличилась на 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что является абсолютным рекордом, сообщается в исследовании ассоциации «АвтоГрузЭкс» ПЭК и платформы онлайн-рекрутинга hh.ru, подготовленном совместно с «Байкал-Сервис ТК», Delko, «МТЭК Логистик» и ГЛТ. Дефицит водителей и растущие зарплатные ожидания вынуждают компании искать новые способы привлечения и удержания кадров.
Рост зарплат и его причины
Водители грузовиков: лидеры по росту зарплат
В период с января по июнь 2024 года медианная зарплата водителей грузовиков достигла 131 тыс. рублей, увеличившись на 74% год к году. Этот показатель сделал их лидерами по темпам роста заработной платы среди всех профессиональных категорий в России.
Ожидания работников и реальная ситуация
По данным исследования, проведенного ассоциацией «АвтоГрузЭкс» совместно с ПЭК, hh.ru и другими участниками рынка, зарплатные ожидания большинства водителей грузовиков либо совпадают с реальным уровнем оплаты, либо превышают его. «Большинство опрошенных соискателей хотели бы зарабатывать более 100 тыс. руб.: 48% работников планируют получать 150-200 тыс. руб., 29% — 101-150 тыс. руб., 11% — от 200 тыс. руб.»
Региональные особенности и возрастные предпочтения
Зарплатные ожидания по регионам
Наиболее высокие ожидания по уровню оплаты труда наблюдаются у водителей грузовиков в Москве и Санкт-Петербурге, где 91% и 87% соответственно рассчитывают на зарплату выше 100 тыс. рублей. В других регионах этот показатель ниже — 73%.
Возрастные группы и предпочтения
Самые высокие ожидания по зарплате зафиксированы у водителей возрастной группы 35-44 года, среди которых «54% планируют получать 150-200 тыс. руб., а 13% — свыше 200 тыс. руб.»
Влияние на логистику и прогнозы
Растущий дефицит водителей
Дефицит водителей грузовиков обостряется, что вынуждает работодателей повышать зарплаты и улучшать условия труда. В январе-июне 2024 года наиболее острый дефицит кадров наблюдался в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и Новосибирск.
Прогнозы на будущее
Президент «Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» Вадим Филатов прогнозирует дальнейший рост зарплат водителей на 10-30% до конца года.
«Новых кадров практически не появляется, поэтому зарплатная гонка за сотрудников продолжится», — отметил Павел Горбунов, глава ГК ГЛТ.
Меры для решения проблемы
Увеличение зарплат и улучшение условий труда
Для привлечения и удержания водителей многие компании, включая «Байкал-Сервис ТК» и «МТЭК-Логистик», пересматривают зарплатные схемы и условия труда.
«Работникам, в одиночку управляющим автомобилями в напряженной дорожной обстановке, требуется более экологичное общение», — подчеркнул Евгений Симаков, коммерческий директор «МТЭК-Логистик».
Потребность в новых инициативах
Среди возможных мер по улучшению ситуации — создание программ для привлечения молодых людей в профессию водителя, сокращение сроков обучения и обновление автопарка автошкол.
«Необходимо снизить срок подготовки этой категории сотрудников в шесть раз — до трех месяцев, внедрив в программу сквозные модули», — заявил Вадим Филатов.
Рынок труда водителей грузовиков в России сталкивается с серьезными вызовами. Рост зарплат, дефицит кадров и устаревание профессии требуют комплексных решений от бизнеса и государства. Без них индустрия рискует столкнуться с еще более значительными трудностями в ближайшие годы.