Ограничение доли СТМ в ритейле: защита конкуренции или удар по производителям?

Полка супермаркета с товарами под собственными марками и брендами. Иллюстрация конфликта интересов между ритейлерами и производителями.

Фракция «Справедливая Россия» внесла в Госдуму законопроект, предлагающий ограничить долю собственных торговых марок (СТМ) в ассортименте торговых сетей на уровне 25%. Документ, размещённый в системе обеспечения законодательной деятельности 6 ноября, вызывает неоднозначную реакцию на рынке.

Как сообщают «Ведомости», инициатива может вступить в силу уже с 1 сентября 2026 года — и затронет практически все крупные продуктовые сети.

Что предлагают депутаты

Проект закона предлагает несколько ключевых ограничений:

  • Доля СТМ не должна превышать 25% в каждой товарной категории.

  • Розничная наценка должна быть ограничена 30%.

  • Обязательная публикация закупочной цены товара.

  • Запрет на производство готовой кулинарной продукции в магазинах.

  • Запрет на продажу товаров со сроком годности менее 24 часов.

  • Обязательство для сетей с долей свыше 20% обеспечивать 25% ассортимента за счёт местных производителей.

Аргументы инициаторов: СТМ — угроза для брендов и конкуренции

По мнению авторов инициативы, СТМ вытесняют национальные бренды и подрывают возможности для МСП (малых и средних производителей). В пояснительной записке говорится, что при развитии собственных марок торговые сети:

  • получают полный контроль над поставками и ценами;

  • лишают независимых производителей доступа к полкам;

  • создают «видимость выбора» для покупателя, поскольку товары под СТМ часто не маркируются как продукция ритейлера.

В качестве примера приводятся данные по текущей доле СТМ в крупнейших сетях:

Сеть Доля СТМ в ассортименте / выручке
Вкусвилл 95–99%
Да! (О’кей) 50%
Чижик 47%
Пятёрочка / Перекрёсток ~24%
X5 22%
Азбука вкуса 48% (по выручке)
Metro 16%
Лента 13%
О’кей, Магнит по 9%
Верный, Магнолия 6–7%

Что говорит ритейл: без СТМ рынок потеряет устойчивость

Торговые сети официально воздерживаются от комментариев, однако представители отрасли и профильных ассоциаций подчеркивают: ограничение доли СТМ может привести к снижению стабильности поставок, росту цен и сокращению выбора для потребителей.

Согласно данным Nielsen, продажи товаров под СТМ растут быстрее, чем продукции сторонних брендов:

  • Продовольственные СТМ: +20,6% год к году;

  • Непродовольственные СТМ: +10,8%;

  • Продукция сторонних брендов: +14,2% и +7,9% соответственно.

СТМ — это не только средство повышения маржи для ритейлера, но и инструмент обеспечения стабильного спроса для локальных производителей, подчеркивают в АКОРТ.

«Если в готовой еде убрать СТМ, поставщика с нужными объемами просто не найдется», — отмечает Станислав Богданов, председатель президиума АКОРТ.

Для производителей — риск или возможность?

С одной стороны, производители — особенно региональные — нередко становятся аутсорс-партнёрами ритейлеров, получая заказы под СТМ и обеспечивая загрузку мощностей.

С другой — как отмечают оппоненты СТМ-модели, такие партнёрства часто мало маржинальны, ограничены контрактными условиями, и не дают производителю развивать собственный бренд. Дополнительно, СТМ часто не маркируется как бренд сети, что снижает прозрачность для потребителя.

Что это значит для логистики, поставщиков и отрасли

Если законопроект будет принят, он потребует перестройки товарных потоков и цепочек поставок:

  • Сетям придётся увеличить долю внешних поставщиков по ряду товарных категорий;

  • Производителям — адаптировать модель продаж, перефокусируясь на прямые контракты и брендовую продукцию;

  • Логистическим компаниям — перестроить схемы поставок, включая хранение и распределение непрофильного ассортимента.

В краткосрочной перспективе это может привести к росту транзакционных издержек, увеличению оборота мелких партий, и более высокой нагрузке на операционные процессы.

Перспективы принятия: оценки экспертов

По мнению Михаила Бурмистрова, генерального директора «Infoline-Аналитики», инициатива имеет низкие шансы на принятие в текущем виде. Она не решает ключевых проблем — таких как доступ МСП к полкам или защита прав потребителей — и может, напротив, дестабилизировать розничный рынок.

Вывод: политическая повестка против рыночной логики?

Попытка ограничить СТМ — это реакция на усиливающееся доминирование торговых сетей, но не обязательно решение проблем конкуренции. Развитие СТМ стало неотъемлемой частью розничной модели: от логистики и контрактного производства до ценообразования и контроля качества.

Для производителей, логистов и поставщиков важно не только следить за законодательными инициативами, но и строить адаптивные стратегии, включая развитие собственных брендов, усиление маркетинга и расширение каналов сбыта.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости