Просрочка под контролем: почему штрафы не решат проблему — и где настоящая точка влияния

Покупатель проверяет срок годности йогурта в супермаркете перед покупкой

Автоматические санкции за просроченные продукты обсуждаются как мера контроля, но эксперты уверены: системный эффект возможен только при полной цифровой прослеживаемости.

Август 2025 года ознаменовался ростом числа зафиксированных случаев продажи просроченных товаров. По данным Роспотребнадзора, число нарушений у юридических лиц приблизилось к 15 тысячам, у физических — к 5 тысячам. Это почти на 10% выше апрельского уровня. Ведомство уже предложило ужесточение: штрафы за продажу просрочки теперь могут начисляться автоматически, без факта прямой проверки.

Новый законопроект предусматривает:

  • штрафы от 300 до 600 тыс. рублей для юрлиц,

  • от 30 до 40 тыс. для ИП,

  • и до 50 тыс. рублей — за отсутствие регистрации в системе маркировки.

Почему санкции не работают как системная мера?

Несмотря на внешнюю жесткость, механика автоматических штрафов вызывает вопросы как у участников рынка, так и у независимых экспертов. Причина — в самой структуре отрасли и механизмах, уже внедрённых внутри крупных ритейлеров.

«Сети давно сами блокируют просроченные продукты на кассах и активно используют системы внутренней маркировки. Фактически, они уже выстроили превентивную модель. Автоматические штрафы — это попытка решить несуществующую проблему в сегменте, где контроль и так жёстче, чем у государства», — говорит Андрей Карпов, председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла.

Именно технологическая зрелость делает крупный ритейл наименее проблемной зоной. После введения обязательной маркировки молочной продукции (с 2023 года) количество нарушений в этой категории сократилось в 40 раз.

Где слабое звено?

Ключевая проблема — мелкий ритейл и непрозрачные форматы торговли.

По мнению Николая Власенко, управляющего партнёра хедж-фонда Lighthouse Capital:

«Вопрос не в сетях. Они не заинтересованы в репутационных потерях. Проблема — в небольших магазинах, где контроль минимален, а мотивация продать остатки выше, чем долгосрочные риски. Вот там и нужны точечные меры».

По сути, автоматизация штрафов не адресует корневую причину — отсутствие прозрачности в сегменте малого розничного бизнеса. А без включения этого сегмента в общую систему маркировки и прослеживаемости, эффект будет фрагментарным.

Решение — в цифровом следе товара

Экспертное сообщество едино в оценке: единственным эффективным способом борьбы с просрочкой является обязательное участие всех продавцов в системе цифровой маркировки ЦРПТ.

Такая система:

  • отслеживает движение товара от производства до кассы;

  • автоматически блокирует просроченные позиции;

  • создаёт единое информационное поле между производителями, дистрибуторами, торговыми точками и контролирующими органами.

«Если продукт нельзя пробить на кассе — его невозможно продать. Это технологический барьер, который эффективнее любого административного давления», — подчёркивает Карпов.

Регулирование: эволюция вместо репрессии

Проект нового закона предполагает, что штрафы за отсутствие регистрации в системе маркировки вступят в силу с 2026 года. Это даёт рынку переходный период для адаптации и технического внедрения. Однако возникает вопрос: успеет ли регулятор адаптировать поддержку малого бизнеса, или новая мера приведёт к росту нагрузки на и без того перегруженных предпринимателей?

Выводы для отрасли и регулятора

Проблема Решение Почему это работает
Продажа просроченной продукции в отдельных точках Подключение всех продавцов к системе цифровой прослеживаемости Исключает саму возможность реализации товара с истекшим сроком
Невозможность физического контроля за всеми торговыми точками Автоматизация кассовых и товарных систем с маркировкой Технология работает в реальном времени и не требует вмешательства
Недоверие к эффективной саморегуляции Разделение подходов: крупные сети ≠ малый бизнес Риски — в сегменте, где нет зрелых процедур

Итог

Внедрение автоматических штрафов может стать лишь временной мерой, компенсирующей слабость системного контроля. Но реальный эффект возможен только при включении всех участников рынка в единую цифровую инфраструктуру маркировки и прослеживаемости. И чем быстрее это произойдёт, тем меньше будет нужно штрафов.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости