
Формат жестких дискаунтеров продолжает стремительный рост на фоне нестабильной экономической ситуации. Лидером сегмента в первой половине 2025 года стал ритейлер «Чижик» (X5 Group), увеличивший выручку почти вдвое — до 193,8 млрд рублей.
Согласно данным исследования INFOLine «Розничная торговля Food и потребительский рынок России», в январе—июне 2025 года рынок жестких дискаунтеров показал наибольшую динамику среди всех форматов FMCG-ритейла. Совокупная выручка игроков сегмента выросла на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и превысила 642 млрд рублей.
Главным драйвером этого роста стал «Чижик», показавший увеличение продаж на 89,3% год к году. Только за второй квартал 2025 года оборот сети составил 103,8 млрд рублей, что позволило ритейлеру впервые обойти по выручке прежнего лидера рынка — сеть «Светофор», сократившую продажи на 2,8% до 98,5 млрд рублей.
Общее количество магазинов жестких дискаунтеров в России достигло 11,5 тыс. объектов, увеличившись на 963 торговые точки. Общая торговая площадь сегмента составляет порядка 6,6 млн кв. м.

Переформатирование ритейла
Текущая ситуация на рынке побуждает и других крупных игроков делать ставку на жесткий дискаунт. Так, в 2025 году «Магнит» продолжил ребрендинг части своих магазинов под формат «Моя цена» — уже обновлено более 500 объектов. Сеть В1 («Первый выбор»), также принадлежащая «Магниту», временно замедлила развитие, но вновь активизировалась в конце лета.
Почему растут дискаунтеры
Основной фактор роста интереса к жесткому дискаунту — фокус потребителей на выгоде и низкой цене, усилившийся на фоне высокой ключевой ставки и давления на реальные доходы населения. Формат выигрывает благодаря:
-
высокой доле продукции под СТМ,
-
эффективной логистике и операционным процессам,
-
четкой модели закупок и распределения.
«Маржинальность у жестких дискаунтеров ниже, чем у традиционных ритейлеров, но за счет оптимизации логистики и СТМ-портфеля она имеет потенциал к росту», — отмечает генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.