
Рынок гастрономических пространств в Северной столице продолжает расширяться. По данным NF GROUP, в 2025 году в городе появятся четыре новых фуд-холла, которые увеличат общую площадь сегмента на 18 тыс. кв. м. Три из них откроются в торговых центрах, а один займёт здание бывшей сталелитейной мастерской Невского завода, где появится мультиформатное гастро-культурное пространство «Сплав».
Рынок фуд-холлов: рост и динамика
На начало 2025 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области работают 18 гастрономических пространств площадью 56,3 тыс. кв. м, что составляет 15% федерального рынка. Крупнейший объект — фуд-молл Vokzal 1853, признанный самым масштабным проектом такого формата в Европе.
Динамика открытий и закрытий фуд-холлов в Санкт-Петербурге и ЛО

В 2024 году в Петербурге запустили пять новых фуд-холлов, среди которых BackYard (в составе апарт-отеля), «ГастроПарк» (ТЦ в Мурино), «Рум-Ба! -Еда!» (ТЦ в Кировском районе), гастроплощадка АТС на Некрасова и компактный формат в ЖК — «Смольный Нерынок». Однако не обошлось без закрытий: работу прекратили «Фабрика» (Кирочная ул.) и «Vilka» (Кудрово).
Фуд-холлы Санкт-Петербурга и ЛО, открытые в 2024 г. |
|
Название |
Местоположение |
BackYard |
Апарт-отель Yard Residence |
«ГастроПарк» |
ТЦ «ЭкоПарк» |
«Гастрозона» |
Общественное пространство «АТС на Некрасова» |
«Рум-Ба! -Еда!» |
ТЦ «Румба» |
«Смольный Нерынок» |
ЖК «Смольный проспект» |
Фуд-холлы Санкт-Петербурга и ЛО, анонсированные к открытию в 2025 г. |
|
Название |
Местоположение |
«Невский маркет» |
ТЦ «Невский Центр |
«Сплав» |
ОСЗ |
Фуд-холл |
ТЦ «Парк Молл» |
Фуд-холл |
ТЦ Hollywood |
Источник: NF GROUP
Заполняемость и предпочтения гостей
На конец 2024 года средний уровень вакантности в петербургских фуд-холлах снизился до 8% (на 4 п. п. меньше, чем годом ранее). Из 403 ресторанных корнеров свободными остаются 31.
Динамика вакантности в действующих фуд-холлах Санкт-Петербурга, %

Лидером среди гастрономических концепций остаётся паназиатская кухня — 25% всех заведений предлагают блюда из Китая, Кореи, Вьетнама, Японии, Индии и Таиланда. Далее следуют кофейни и десертные корнеры (14%) и европейская кухня (12%). В рамках европейского направления доминирует итальянская гастрономия, но также представлены французские, греческие, испанские, сербские и шведские концепции.
Состав концепций ресторанов в фуд-холлах Санкт-Петербурга и ЛО, 2024 г

В 2024 году спрос на стрит-фуд увеличился на 0,9 п. п., а заведения с чаем и безалкогольными напитками — на 1,4 п. п.. Особой популярностью пользовались бабл-чай и азиатские напитки, что привело к росту подобных точек не только в гастрономических пространствах, но и на фуд-кортах торговых центров. В то же время доля ресторанов здорового питания и десертных корнеров сократилась на 0,9 и 1,2 п. п. соответственно.
Высокая ротация и новые концепции
Баланс между открытием и закрытием заведений остаётся положительным: в 2024 году в петербургских фуд-холлах появилось 128 новых корнеров, а закрылось 92 (25% от всех закрытий в России). Активная ротация арендаторов отмечалась в Eat Market, Vokzal 1853, «Василеостровский рынок» и ряде других объектов. В Vokzal 1853 часть площадей передали под концертный зал МТС Live Hall.
Структура открытий и закрытий корнеров в 2024 г., по концепциям

Среди ярких запусков: фриттерии с картофелем и бататом в Eat Market, швейцарский корнер Lavina с плавленым сыром в BackYard, Butter Up с бриошами и завтраками, пекарня Tyttö bakery, итамеши-бистро Ciao, kaiju? (смешение итальянской и японской кухни) и тайваньская чайная Chicha San Chen (BackYard), отмеченная премией Michelin.
Евгения Хакбердиева, NF GROUP:
«Роль гастрономии и развлечений в торговых центрах стремительно растёт. Люди всё чаще делают базовые покупки онлайн, поэтому именно качественный досуг становится главным фактором посещаемости. Владельцы объектов и операторы фуд-холлов ищут новые форматы, которые соответствуют потребностям аудитории».
Наталия Киреева, NF GROUP:
«В отличие от классических фуд-кортов, рассчитанных на быстрый перекус в ТЦ, фуд-холлы создают атмосферу гастрономического исследования. Если в крупных городах этот формат уже прижился, то в ближайшие годы его развитие ожидается и в регионах».