Гипермаркеты уходят в минус: в I квартале 2025 года их площади сократились рекордными темпами

В начале 2025 года формат гипермаркетов в России демонстрирует резкое сокращение — торговые площади двухсот крупнейших FMCG-ритейлеров в I квартале снизились на 99 800 кв. м год к году и составили 5,2 млн кв. м. Такие данные приводит INFOLine в свежем обзоре «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России».

Общее число гипермаркетов уменьшилось на 12 объектов — до 1019 магазинов. При этом объем закрытий существенно превысил объем новых открытий, а закрывавшиеся гипермаркеты были крупнее новых.

Рекордное сокращение с 2018 года

По данным INFOLine, это крупнейшее сокращение площадей за квартал как минимум с 2018 года. Для сравнения, в разгар пандемии во II квартале 2020 года зафиксировано схожее сокращение — 93 328 кв. м.

Основной вклад в негативную динамику в январе—марте 2025 года внесло закрытие девяти магазинов сети Selgros, а также по одному гипермаркету закрыли «Лента», «Магнит» и Spar.

Лидеры по выручке: «Лента», Metro и Globus

Несмотря на тенденцию сокращения, ряд сетей демонстрирует рост выручки:

  • «Лента» сохранила лидерство: в 2024 году продажи выросли на 12,4%, до 514,4 млрд руб. Сеть продолжает развивать гибридный формат гипермаркет-дискаунтер («Эконом»).

  • Metro (+10,9%, до 247,2 млрд руб.) и Globus (+9,4%, до 154,8 млрд руб.) удержали стабильную сеть магазинов и укрепили выручку.

  • «Ашан» сократил сеть на один объект, выручка снизилась до 222,7 млрд руб.

 

Динамика TOP-5 по выручке (без НДС), по данным INFOLine

" "

Почему формат теряет позиции?

Главная причина оптимизации торговых площадей — снижение трафика как в ТЦ, так и в отдельно стоящих объектах.

По словам Михаила Бурмистрова, генерального директора INFOLine-Аналитики:

«Гипермаркеты становятся убыточными. Ритейлеры стремятся повысить эффективность на оставшихся площадях — например, запускают дарксторы для ускорения сборки и доставки заказов».

Кроме того, усиливается конкуренция с онлайн-торговлей, супермаркетами и магазинами малого формата, которые активно развивают категории готовой еды и фреш.

Прогноз на 2025 год

По оценке INFOLine, темпы роста продаж гипермаркетов в денежном выражении в 2025 году замедлятся до около 5% (против 7,2% в 2024-м). Уже в I квартале 2025-го динамика составила лишь 3,3%.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости