В последнее время все чаще начали появляться новости об уходе с российского рынка торговой сети «Ашан». Насколько эти слухи были обоснованы и как ритейлер поставил точку в этом вопросе — рассказывает ведущий эксперт по аутсорсингу персонала «ВКР» Елена Корецкая.
Интерес к торговой сети «Ашан» в 2023 году привел к распространению слухов о том, что компания покидает российский рынок. Это обсуждение растянулось и на 2024 год, в итоге единственным выходом из ситуации стало привлечение GR-механизмов. Согласно заявлению статс-секретаря — замглавы Минпромторга РФ Виктора Евтухова, «Ашан» официально информировал Минпромторг РФ о своем намерении остаться на российском рынке. Евтухов отметил, что имеется даже официальное обращение в Минпромторг РФ, в котором «Ашан» подтверждает свою готовность продолжить свою деятельность в стране.
Подтверждал намерение работать в России и сам коммерческий директор «Ашан ритейл Россия» в рамках стратегической сессии Недели российского ритейла. Это важное заявление совпало с завершением сделки по продаже российских активов компания Ceetrus (структура группы Auchan Holding) и передачей их новому владельцу, компании «Торговые галереи», согласно данным ЕГРЮЛ с 12 апреля 2024 года.
Справка
Первый магазин Auchan в французском городе Рубе появился в начале 1960-х. Он разместился в здании завода, расположенного почти у границы с Бельгией. Через двадцать лет компания вышла на международный рынок, открыв свой первый магазин в Испании. В России первый магазин «Ашан» открылся в 2002 году в Московской области. Через пять лет французская компания приобрела российскую сеть «Рамстор» у турецкой компании Enka, а спустя 11 лет — сеть магазинов «Реал» у немецкой Metro Group. Кроме гипермаркетов «Ашан», компания развивала сеть супермаркетов «Атак».
В свете обсуждения ухода компании с рынка, в «Ашан» подчеркнули, что сделки третьих компаний по смене учредителей «никак не влияют на операционную деятельность» ритейлера. Отмечается, что разделение прав собственности на недвижимость «Ашана» в России было проведено еще в 2012 году: с того времени права собственности на торговые объекты в собственности ретейлера были переведены на другое предприятие. Кроме того, ритейлер напомнил, что с начала 2023 года «Ашан ритейл Россия» функционирует на российском рынке независимо от материнской компании.
Зачем нам французский гипермаркет?
Для российского рынка сохранение присутствия «Ашан» представляет собой важное событие. Это связано с несколькими факторами:
- Масштаб и популярность бренда: гипермаркет является одним из крупнейших и наиболее узнаваемых ритейлеров не только в России, но и во всем мире. Его широкая сеть магазинов, разнообразный ассортимент товаров и известный бренд способствуют созданию конкурентной среды.
- Влияние на экономику и занятость: продолжение работы торговой сети в России поддерживает экономическую активность в стране. Эта торговая сеть создает рабочие места для множества людей, что важно для поддержания занятости и стабильности на рынке труда.
Однако компания за годы работы на российском рынке несколько растеряла свои конкурентные преимущества. Так, компания отклонилась от изначальной концепции «доступности и демократического ценообразования». Да, в начале многие товары в «Ашане» продавались на 30–40% дешевле, чем в других магазинах, однако сейчас, как жалуются многие компании, стоимость продуктов в торговой сети может превышать ценники в X5 или «Магните».
Тем не менее, уход торговой сети «Ашан» с российского рынка может иметь ряд негативных последствий для традиционной торговли в стране. Во-первых, это может привести к усилению конкуренции между другими ритейлерами за долю рынка и клиентскую базу, что может выразиться в снижении ценности товаров и услуг для потребителей. Во-вторых, уход «Ашана» может сказаться на рабочих местах и экономической активности в отдельных регионах, где торговая сеть имеет присутствие, что может повлиять на уровень безработицы и социальную стабильность. Также возможно сокращение выбора и доступности товаров для потребителей, особенно в среднем сегменте, что может повлиять на их покупательское поведение и потребительские предпочтения.
Кто ушел из РФ?
Самый яркий пример — испанская фирма Inditex, ушедшая из России, владеет марками Zara, Bershka, Pull & Bear, Oysho, Stradivarius, Massimo Dutti. В списке можно найти женскую, мужскую и детскую одежду, спортивный инвентарь, а также товары для дома, сада, ремонта, строительства и многое другое: Adidas, Decathlon, H&M, IKEA, Lego, Mango, Marks & Spencer и другие бренды. Однако отметим, что среди них нет продуктовых торговых сетей, и к счастью, «Ашан» не стал первой.
Вместе с тем, в условиях быстрой динамики конкуренции и перемен на рынке, «Ашан», вероятно, будет продолжать адаптироваться и реагировать на новые вызовы и требования потребителей.