
В то время как в целом рынок стрит-ритейла Москвы демонстрирует снижение вакантности, премиальные торговые коридоры столицы, напротив, продолжают пустеть. Почему это происходит, какие последствия ждут рынок и как может измениться логистика в этой части коммерческой недвижимости?
Вакантность в люксовых локациях растёт
По данным CMWP, самыми пустующими торговыми улицами Москвы в первом полугодии 2025 года стали:
-
Столешников переулок — 33% вакантных площадей (максимум с 2019 года),
-
Никольская улица — 17%,
-
Кузнецкий Мост — 13%.
Для сравнения, средняя по рынку вакантность сейчас составляет 8,8%, по данным CMWP, и 6,7% по данным IBC Real Estate.
Общий тренд — рост интереса арендаторов к более доступным по цене локациям. При этом дорогие коридоры, традиционно ориентированные на люксовые международные бренды, испытывают трудности с заменой ушедших операторов.
Почему так происходит
-
Отток иностранных люксовых брендов с рынка в 2022–2023 гг. резко обострил проблему вакантных площадей именно в high-end сегменте.
-
Российские премиальные марки пока не могут полноценно заместить ушедших игроков. Примеры локальных открытий (12Storeez, Belle You) не изменили ситуацию в корне.
-
Ставки аренды остаются высокими, собственники не готовы резко их снижать, ожидая возвращения международных арендаторов.
-
В смежных сегментах — например, на барной Пятницкой улице — рост вакантности тоже фиксируется (до 8%), но там причины связаны с конкуренцией и закрытием малого бизнеса.
Последствия для рынка
-
Возможно падение ставок аренды на 15–20% в премиальных локациях.
-
При неблагоприятном сценарии — редевелопмент под офисы или апартаменты.
-
С точки зрения логистики ритейла — перераспределение потоков товаров и изменение цепочек поставок в сторону более «живых» и массовых торговых коридоров.
Перспективы
Эксперты отмечают, что рост потребительских трат во втором полугодии 2025 года может простимулировать открытие новых концепций и форматов. Однако премиальный сегмент остается под вопросом: замена люксовых брендов требует времени и серьезных инвестиций в развитие российских марок.
Для логистики это означает необходимость гибко перестраивать маршруты и схемы поставок, фокусируясь на тех торговых зонах, где спрос и наполняемость стабильно растут.