
С 2026 года оптовая и розничная торговля табачной и никотинсодержащей продукцией в России перейдёт на лицензирование. Инициатива Минфина поддержана правительственной комиссией и уже внесена в Госдуму, пишут «Ведомости». Реформа должна ударить по «серому рынку» — но вместе с ним и по региональным продавцам.
Что изменится с 1 марта 2026 года
Законопроект Минфина вводит обязательную лицензию на оптовую и розничную торговлю всеми видами табачной и никотинсодержащей продукции, включая:
-
сигареты и стики,
-
вейпы,
-
системы нагревания табака,
-
никотинсодержащие жидкости.
Основные положения:
Параметр | Значение |
---|---|
Старт действия лицензирования | 1 марта 2026 года |
Госпошлина (опт) | 800 000 руб. / 5 лет |
Госпошлина (розница и развозная торговля) | 20 000 руб. / год за точку |
Требование к помещению | Не менее 5 м², договор аренды ≥ 12 мес. |
Контроль | Росалкогольтабакконтроль (опт) и регионы (розница) |
Дополнительно вводится уголовная ответственность за торговлю без лицензии в крупном (от 100 тыс. руб.) и особо крупном (от 1 млн руб.) размере — с возможным лишением свободы до 5 лет.
Кто и как заплатит
По расчётам Минфина, только в 2026 году реализация реформы обойдётся в 99,1 млрд руб. (ещё 95,2 млрд — в 2027 году). Эти средства пойдут на:
-
доработку информационных систем,
-
усиление штата (65 новых должностей),
-
поддержку контроля в регионах (ещё 1,03 млрд руб.).
Источник финансирования — госпошлины, которые поступят в бюджеты субъектов РФ.
Последствия для логистики и розницы
С точки зрения логистической цепочки, новая реформа добавляет:
-
лицензионный барьер на каждом уровне дистрибуции,
-
необходимость переоформления договоров аренды, складских и торговых объектов,
-
дополнительную бюрократию при перевозке, хранении и маркировке товаров.
В зону риска попадают небольшие региональные торговцы, для которых ежегодные 20 тыс. руб. госпошлины — серьёзная нагрузка. Это особенно чувствительно для развозной торговли и мелких киосков, не имеющих долгосрочной аренды.
Удар по теневому рынку или удар по бизнесу?
Что говорят эксперты:
-
Максим Королев («Русский табак»):
Региональный ритейл может пострадать, но лицензирование — интерес региональных властей. Доходы от госпошлин пойдут в местные бюджеты. -
Лев Григорьев (эксперт табачного рынка):
Лицензирование сократит продажи детям и объёмы нелегального рынка, но нагрузит легальных участников. -
Алексей Воробьёв (JTI):
Легальная торговля должна оставаться доступной. Если лицензирование не снизит число точек — задача выполнена. -
Кирилл Кузнецов (ITMS):
Основные затраты — в IT и контроле прослеживаемости. Только на внедрение — от 20 до 200 млн руб. в год на группу компаний.
Цены не вырастут? Не всё так просто
Официально производитель устанавливает максимальную розничную цену. Но эксперты отмечают, что рост издержек неизбежно отразится:
-
на других товарных категориях, за счёт которых компенсируются лицензии;
-
на конечных ценах — через логистику, аренду и обслуживание;
-
через ежегодную индексацию акцизов и рост единой минимальной цены.
По прогнозу, в 2025 году цены на табачную продукцию вырастут на 25%, и такая же динамика ожидается в 2026 году — независимо от лицензирования.
К чему готовиться рынку
-
Дистрибуторы и ритейлеры должны заранее оценить свои объекты на соответствие новым критериям.
-
Производители — усилить прослеживаемость и обновить ИТ-инфраструктуру.
-
Логисты — учесть новые формальности в документации и проверках, особенно при перевозке по межрегиональным маршрутам.
-
Региональные власти — подготовить органы для выдачи лицензий и контроля.
Реформа лицензирования торговли табачной продукцией — это не просто мера регулирования. Это новая административная реальность для всех участников логистической цепи: от производителя до продавца. Она усилит прозрачность, но и потребует пересмотра бизнес-моделей, особенно на региональном уровне.
Как и всегда в таких историях, победят те, кто адаптируется быстрее всех.