Эксперты компании KNRU проанализировали предложение на рынке аренды торговых помещений Петербурга. За год число лотов на рынке выросло почти на 22%.
В ноябре 2022 года в сегменте аренды торговых площадей Санкт-Петербурга экспонируется 1963 объекта. За год число лотов выросло на 21,54% или на 348 объектов. Так, в ноябре 2021 года в этом сегменте предлагалось к аренде 1615 объектов.
Снижение числа предложений за прошедший год было отмечено только в двух районах. Так, в Выборгском районе количество торговых предложений, выставленных на аренду, снизилось на 12 единиц или на 5,6%, до отметки в 203 лота, а в Невском районе – на 2 лота или на 2,6%, до 76 лотов.
Наиболее значительный рост за год был отмечен в Невском районе, где число торговых помещений, сдаваемых в аренду, выросло на 93 лота (+442%), достигнув отметки в 114 единиц. На данный момент медианная ставка в этой части города составляет 148,5 тыс. руб.
Также значительный рост числа арендных помещений произошёл во Фрунзенском районе. Здесь сейчас снять можно 108 объектов. За год рост составил 96,4% или плюс 53 объекта. Медианная ставка на данный момент составляет 150 тыс. руб.
В целом, в 13 городских районах и Курортном районе медианная арендная ставка за торговое помещение находится на уровне 181,3 тыс. руб. Самые бюджетные помещения предлагаются в Красносельском районе, где медианная ставка составляет 130 тыс. руб. в месяц, а самые дорогие – в Центральном, где ставка составляет 370 тыс. руб. в месяц.
«За последний год на рынок аренды торговых помещений выросло количество новых предложений, в экспозицию вышли объекты, которые раньше не сдавались. Кроме того, некоторые несетевые игроки закрывают свои точки, так как не знают, как выжить в этой ситуации. Главным трендом последнего года стало то, что большие и дорогие помещения делятся на более мелкие. Сегодня распространённой ситуацией является, когда один арендатор берёт весь объект в аренду и сдаёт его в субаренду. Более того, это направление в какой-то степени превратилось в отдельный бизнес. Так делают индивидуальные предприниматели, которые берут объект с большим дисконтом и заселяют его множеством мелких арендаторов. Этот тренд привёл к тому, что появляются такие коллаборации, как кофе в вейпом, шаверма с вейпом и так далее. Другим трендом последних месяцев стали фудхоллы, где собственники берут небольшую фиксированную арендную плату и процент с оборота. Такие объекты привлекательны для стартапов тем, что за весь ивент отвечает собственник, есть все необходимые технические условия и в связи с этим риски минимальны», – отметил основатель компании KNRU Дмитрий Рыбачек.
Ещё важной тенденцией, по словам эксперта, стало то, что арендодатели стали более лояльны к арендаторам. Это проявляется в разных аспектах, включая более протяжённый льготный период.
«Если раньше было распространено, что на одно помещение претендует от двух до четырёх арендаторов и собственник выбирал, то сейчас такого уже не наблюдается. Из-за широкого выбора помещений у арендатора всегда есть альтернатива места. В связи с этим собственники боятся потерять арендаторов», – сказал представитель компании KNRU.
Эксперты прогнозируют, что спрос на аренду будет снижаться и ставки будут корректироваться. Наиболее сильно снижение спроса ждёт сегмент дорогих помещений. При этом будет достаточно высокий интерес к аренде помещений со стороны региональных компаний.
«Во многом будущее всего рынка зависит от того, что будет происходить в стране. Если будет вторая волна мобилизации, то рынок ждёт длительная стагнация и мы надеемся, что этого не произойдёт», – резюмировал Дмитрий Рыбачек.