По итогам 2021 года объем новых торговых центров в России может вернуться к допандемийным показателям

Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank подвели предварительные итоги 2021 года на рынке торговой недвижимости России (исключая Москву). Согласно полученным данным, объем предложения пополнился 16 новыми торговыми объектами с суммарной арендопригодной площадью 486,9 тыс. кв. м. При этом суммарный объем нового предложения в конце года может составить 644,8 тыс. кв. м GLA, что на 88% выше аналогичного показателя 2020 года и на 1% выше введенных торговых площадей в 2019 году.

Предложение

В 2021 году в городах России (за исключением Москвы) было введено 16 объектов торговой недвижимости с суммарной арендопригодной площадью 486,9 тыс. кв. м. В топ-3 крупных реализованных проектов года входят ТРЦ «Планета» в Перми (GLA: 83 тыс. кв. м), ТРЦ «Рамус Молл» в Нижнекамске (GLA: 78 тыс. кв. м) и ТРЦ VEER Mall в Екатеринбурге (GLA: 76 тыс. кв. м).

Суммарный объем нового предложения в конце года может составить 644,8 тыс. кв. м GLA, что на 88% выше аналогичного показателя 2020 года и на 1% выше введенных торговых площадей в 2019 году, причем пять из 20 реализуемых торговых центров имеют арендопригодную площадь более 40 тыс. кв. м. Лидерами по заявленному объему нового предложения в региональных городах являются ПФО, УФО и ЦФО.

 

Анализ рынка торговой недвижимости России (исключая Москву)

Показатель, ед. измерения

2021 (оценка)

2020

 Изменение*

Общий объем предложения, млн кв. м

общая площадь (GBA)

35,94

34,76

(+3,4%)

арендопригодная площадь (GLA)

22,90

22,25

(+2,9%)

Ввод в эксплуатацию, тыс. кв. м

общая площадь (GBA)

1 179,7

562,7

(+109,7%)

арендопригодная площадь (GLA)

644,8

342,5

(+88,3%)

Источник: Knight Frank Research, 2021

* Изменение по сравнению с показателем IV квартала 2020 года.

 

Ввод ключевых торговых объектов недвижимости в региональных городах России в 2021 году

Федеральный округ

Город

Название

GBA

GLA

ПФО

Пермь

Планета

150 000

83 000

ПФО

Нижнекамск

Рамус Молл

120 000

78 000

УФО

Екатеринбург

VEER Mall

167 000

76 000

СКФО

Грозный

Грозный Молл

132 000

59 000

ПФО

Киров

Макси

55 000

45 000

УФО

Нефтеюганск

Рандеву (ex. Energy Mall)

42 500

27 600

СФО

Санкт-Петербург

Спутник

25 000

16 300

ДФО

Владивосток

Море

26 813

16 000

ДФО

Южно-Сахалинск

Аллея, 2 очередь

20 000

15 000

СФО

Улан-Удэ

FORUM, 2 очередь

36 550

14 500

УФО

Нефтеюганск

Оранжерея

20 000

14 000

ЦФО

Тамбов

Рио, 2 очередь

28 000

12 900

ЮФО

Новороссийск

Черноморский

15 000

10 000

СФО

Кемерово

Проспект

12 000

8 400

СЗФО

Петрозаводск

Ягуар

10 000

8 000

ПФО

Казань

Птичий рынок

4 000

3 200

Источник: Knight Frank Research, 2021

 

Лидерами по заявленному объему нового предложения в региональных городах являются ЦФО, ПФО и УФО (410, 282 и 145 тыс. кв. м соответственно). Примечательно, что СКФО также вошел в топ-5 (благодаря открытию ТРЦ «Грозный Молл» в Грозном, GLA: 59 тыс. кв. м).

 

Структура ввода по федеральным округам России 2021 г., тыс. кв. м GLA*

* Оценочные показатели по итогам 2021

Источник: Knight Frank Research, 2021

 

Тенденции и прогнозы

Стратегия девелоперов на удержание арендаторов. Краткосрочные горизонты планирования арендного потока с учетом динамики ТО и действия скидок для арендаторов.

Девелоперская активность постепенно уходит в региональные города областного значения и в города с населением менее 1 млн человек. Так, в региональных городах России (исключая Москву, Московскую область и Санкт-Петербург), более 50% нового объема предложения 2021 года относится к городам с населением менее 1 млн человек.

ТЦ как места проведения досуга, встреч и получения эмоций. Рост доли социальных, культурно-образовательных, спортивных и оздоровительных функций в составе ТЦ.

Согласно заявленным планам девелоперов, суммарный объем нового ввода торговой недвижимости в России в 2022 году может достичь 869,9 тыс. кв. м торговых площадей.

Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia: «В 2021 году мы продолжаем ощущать сильное влияние пандемии на отрасль. Во многих регионах вход в торговые центры возможен только по QR-коду, что сказывается на трафике и оборотах, а после крайне тяжелого 2020 года это все очень болезненно для бизнеса. С учетом текущей ситуации реализация проектов, которые были заявленные к вводу в 2017-2018 гг., – это уже необходимость. При этом есть позитивные тренды – открытие новых объектов торговой недвижимости, выход новых брендов, быстрый возврат людей в ТЦ после снятия ограничений и другие. Все это позволяет надеяться на то, что как только ситуация с пандемией будет взята под контроль, рынок торговой недвижимости сможет восстановиться в течение года».

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости