Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank подвели предварительные итоги 2021 года на рынке торговой недвижимости России (исключая Москву). Согласно полученным данным, объем предложения пополнился 16 новыми торговыми объектами с суммарной арендопригодной площадью 486,9 тыс. кв. м. При этом суммарный объем нового предложения в конце года может составить 644,8 тыс. кв. м GLA, что на 88% выше аналогичного показателя 2020 года и на 1% выше введенных торговых площадей в 2019 году.
Предложение
В 2021 году в городах России (за исключением Москвы) было введено 16 объектов торговой недвижимости с суммарной арендопригодной площадью 486,9 тыс. кв. м. В топ-3 крупных реализованных проектов года входят ТРЦ «Планета» в Перми (GLA: 83 тыс. кв. м), ТРЦ «Рамус Молл» в Нижнекамске (GLA: 78 тыс. кв. м) и ТРЦ VEER Mall в Екатеринбурге (GLA: 76 тыс. кв. м).
Суммарный объем нового предложения в конце года может составить 644,8 тыс. кв. м GLA, что на 88% выше аналогичного показателя 2020 года и на 1% выше введенных торговых площадей в 2019 году, причем пять из 20 реализуемых торговых центров имеют арендопригодную площадь более 40 тыс. кв. м. Лидерами по заявленному объему нового предложения в региональных городах являются ПФО, УФО и ЦФО.
Анализ рынка торговой недвижимости России (исключая Москву)
Показатель, ед. измерения |
2021 (оценка) |
2020 |
Изменение* |
|
Общий объем предложения, млн кв. м |
общая площадь (GBA) |
35,94 |
34,76 |
(+3,4%) |
арендопригодная площадь (GLA) |
22,90 |
22,25 |
(+2,9%) |
|
Ввод в эксплуатацию, тыс. кв. м |
общая площадь (GBA) |
1 179,7 |
562,7 |
(+109,7%) |
арендопригодная площадь (GLA) |
644,8 |
342,5 |
(+88,3%) |
Источник: Knight Frank Research, 2021
* Изменение по сравнению с показателем IV квартала 2020 года.
Ввод ключевых торговых объектов недвижимости в региональных городах России в 2021 году
Федеральный округ |
Город |
Название |
GBA |
GLA |
ПФО |
Пермь |
Планета |
150 000 |
83 000 |
ПФО |
Нижнекамск |
Рамус Молл |
120 000 |
78 000 |
УФО |
Екатеринбург |
VEER Mall |
167 000 |
76 000 |
СКФО |
Грозный |
Грозный Молл |
132 000 |
59 000 |
ПФО |
Киров |
Макси |
55 000 |
45 000 |
УФО |
Нефтеюганск |
Рандеву (ex. Energy Mall) |
42 500 |
27 600 |
СФО |
Санкт-Петербург |
Спутник |
25 000 |
16 300 |
ДФО |
Владивосток |
Море |
26 813 |
16 000 |
ДФО |
Южно-Сахалинск |
Аллея, 2 очередь |
20 000 |
15 000 |
СФО |
Улан-Удэ |
FORUM, 2 очередь |
36 550 |
14 500 |
УФО |
Нефтеюганск |
Оранжерея |
20 000 |
14 000 |
ЦФО |
Тамбов |
Рио, 2 очередь |
28 000 |
12 900 |
ЮФО |
Новороссийск |
Черноморский |
15 000 |
10 000 |
СФО |
Кемерово |
Проспект |
12 000 |
8 400 |
СЗФО |
Петрозаводск |
Ягуар |
10 000 |
8 000 |
ПФО |
Казань |
Птичий рынок |
4 000 |
3 200 |
Источник: Knight Frank Research, 2021
Лидерами по заявленному объему нового предложения в региональных городах являются ЦФО, ПФО и УФО (410, 282 и 145 тыс. кв. м соответственно). Примечательно, что СКФО также вошел в топ-5 (благодаря открытию ТРЦ «Грозный Молл» в Грозном, GLA: 59 тыс. кв. м).
Структура ввода по федеральным округам России 2021 г., тыс. кв. м GLA*
* Оценочные показатели по итогам 2021
Источник: Knight Frank Research, 2021
Тенденции и прогнозы
Стратегия девелоперов на удержание арендаторов. Краткосрочные горизонты планирования арендного потока с учетом динамики ТО и действия скидок для арендаторов.
Девелоперская активность постепенно уходит в региональные города областного значения и в города с населением менее 1 млн человек. Так, в региональных городах России (исключая Москву, Московскую область и Санкт-Петербург), более 50% нового объема предложения 2021 года относится к городам с населением менее 1 млн человек.
ТЦ как места проведения досуга, встреч и получения эмоций. Рост доли социальных, культурно-образовательных, спортивных и оздоровительных функций в составе ТЦ.
Согласно заявленным планам девелоперов, суммарный объем нового ввода торговой недвижимости в России в 2022 году может достичь 869,9 тыс. кв. м торговых площадей.
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia: «В 2021 году мы продолжаем ощущать сильное влияние пандемии на отрасль. Во многих регионах вход в торговые центры возможен только по QR-коду, что сказывается на трафике и оборотах, а после крайне тяжелого 2020 года это все очень болезненно для бизнеса. С учетом текущей ситуации реализация проектов, которые были заявленные к вводу в 2017-2018 гг., – это уже необходимость. При этом есть позитивные тренды – открытие новых объектов торговой недвижимости, выход новых брендов, быстрый возврат людей в ТЦ после снятия ограничений и другие. Все это позволяет надеяться на то, что как только ситуация с пандемией будет взята под контроль, рынок торговой недвижимости сможет восстановиться в течение года».