 
Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank подвели предварительные итоги 2021 года на рынке торговой недвижимости России (исключая Москву). Согласно полученным данным, объем предложения пополнился 16 новыми торговыми объектами с суммарной арендопригодной площадью 486,9 тыс. кв. м. При этом суммарный объем нового предложения в конце года может составить 644,8 тыс. кв. м GLA, что на 88% выше аналогичного показателя 2020 года и на 1% выше введенных торговых площадей в 2019 году.
Предложение
В 2021 году в городах России (за исключением Москвы) было введено 16 объектов торговой недвижимости с суммарной арендопригодной площадью 486,9 тыс. кв. м. В топ-3 крупных реализованных проектов года входят ТРЦ «Планета» в Перми (GLA: 83 тыс. кв. м), ТРЦ «Рамус Молл» в Нижнекамске (GLA: 78 тыс. кв. м) и ТРЦ VEER Mall в Екатеринбурге (GLA: 76 тыс. кв. м).
Суммарный объем нового предложения в конце года может составить 644,8 тыс. кв. м GLA, что на 88% выше аналогичного показателя 2020 года и на 1% выше введенных торговых площадей в 2019 году, причем пять из 20 реализуемых торговых центров имеют арендопригодную площадь более 40 тыс. кв. м. Лидерами по заявленному объему нового предложения в региональных городах являются ПФО, УФО и ЦФО.
Анализ рынка торговой недвижимости России (исключая Москву)
| Показатель, ед. измерения | 2021 (оценка) | 2020 | Изменение* | |
| Общий объем предложения, млн кв. м | общая площадь (GBA) | 35,94 | 34,76 | (+3,4%) | 
| арендопригодная площадь (GLA) | 22,90 | 22,25 | (+2,9%) | |
| Ввод в эксплуатацию, тыс. кв. м | общая площадь (GBA) | 1 179,7 | 562,7 | (+109,7%) | 
| арендопригодная площадь (GLA) | 644,8 | 342,5 | (+88,3%) | |
Источник: Knight Frank Research, 2021
* Изменение по сравнению с показателем IV квартала 2020 года.
Ввод ключевых торговых объектов недвижимости в региональных городах России в 2021 году
| Федеральный округ | Город | Название | GBA | GLA | 
| ПФО | Пермь | Планета | 150 000 | 83 000 | 
| ПФО | Нижнекамск | Рамус Молл | 120 000 | 78 000 | 
| УФО | Екатеринбург | VEER Mall | 167 000 | 76 000 | 
| СКФО | Грозный | Грозный Молл | 132 000 | 59 000 | 
| ПФО | Киров | Макси | 55 000 | 45 000 | 
| УФО | Нефтеюганск | Рандеву (ex. Energy Mall) | 42 500 | 27 600 | 
| СФО | Санкт-Петербург | Спутник | 25 000 | 16 300 | 
| ДФО | Владивосток | Море | 26 813 | 16 000 | 
| ДФО | Южно-Сахалинск | Аллея, 2 очередь | 20 000 | 15 000 | 
| СФО | Улан-Удэ | FORUM, 2 очередь | 36 550 | 14 500 | 
| УФО | Нефтеюганск | Оранжерея | 20 000 | 14 000 | 
| ЦФО | Тамбов | Рио, 2 очередь | 28 000 | 12 900 | 
| ЮФО | Новороссийск | Черноморский | 15 000 | 10 000 | 
| СФО | Кемерово | Проспект | 12 000 | 8 400 | 
| СЗФО | Петрозаводск | Ягуар | 10 000 | 8 000 | 
| ПФО | Казань | Птичий рынок | 4 000 | 3 200 | 
Источник: Knight Frank Research, 2021
Лидерами по заявленному объему нового предложения в региональных городах являются ЦФО, ПФО и УФО (410, 282 и 145 тыс. кв. м соответственно). Примечательно, что СКФО также вошел в топ-5 (благодаря открытию ТРЦ «Грозный Молл» в Грозном, GLA: 59 тыс. кв. м).
Структура ввода по федеральным округам России 2021 г., тыс. кв. м GLA*

* Оценочные показатели по итогам 2021
Источник: Knight Frank Research, 2021
Тенденции и прогнозы
Стратегия девелоперов на удержание арендаторов. Краткосрочные горизонты планирования арендного потока с учетом динамики ТО и действия скидок для арендаторов.
Девелоперская активность постепенно уходит в региональные города областного значения и в города с населением менее 1 млн человек. Так, в региональных городах России (исключая Москву, Московскую область и Санкт-Петербург), более 50% нового объема предложения 2021 года относится к городам с населением менее 1 млн человек.
ТЦ как места проведения досуга, встреч и получения эмоций. Рост доли социальных, культурно-образовательных, спортивных и оздоровительных функций в составе ТЦ.
Согласно заявленным планам девелоперов, суммарный объем нового ввода торговой недвижимости в России в 2022 году может достичь 869,9 тыс. кв. м торговых площадей.
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia: «В 2021 году мы продолжаем ощущать сильное влияние пандемии на отрасль. Во многих регионах вход в торговые центры возможен только по QR-коду, что сказывается на трафике и оборотах, а после крайне тяжелого 2020 года это все очень болезненно для бизнеса. С учетом текущей ситуации реализация проектов, которые были заявленные к вводу в 2017-2018 гг., – это уже необходимость. При этом есть позитивные тренды – открытие новых объектов торговой недвижимости, выход новых брендов, быстрый возврат людей в ТЦ после снятия ограничений и другие. Все это позволяет надеяться на то, что как только ситуация с пандемией будет взята под контроль, рынок торговой недвижимости сможет восстановиться в течение года».





