
Несмотря на массовый исход международных брендов из страны, количество магазинов одежды/обуви на центральных улицах Москвы выросло почти на 10%.
Компания IBC Real Estate провела мониторинг 12 основных торговых коридоров Москвы: ул. Тверская, Кузнецкий мост, Новый Арбат, Маросейка, Покровка, Петровка, Пятницкая, Мясницкая и Никольская, Столешников, Камергерский и Климентовский переулки.
На август 2023 года рынок центральных торговых улиц столицы стабилен и устойчив, структура арендаторов не претерпела значительных изменений. Доля свободных помещений на них составляет 13%, что меньше показателей прошлого года на 2 п.п. Снижение доли свободных площадей наблюдается на 7 из 12 улиц, так как новые арендаторы активно занимают свободные площади. Только на 4 улицах – Кузнецкий мост, Никольская, Петровка, Столешников переулок, где были представлены преимущественно премиальные иностранные бренды, наблюдается рост вакансии, который связан с уходом этих брендов из РФ (например Cartier, Piaget). На сегодняшний день потенциальная вакансия практически ушла с рынка, все еще не приняли окончательного решения о выходе из РФ менее 2% арендаторов.
Доля свободных площадей на ключевых торговых улицах в центре Москвы, %

Источник: IBC Real Estate
В 2022 году большую часть приостановок (1,6% из 2,2%) составляли магазины одежды. Практически все из них по-прежнему остаются приостановленными поскольку все они относятся к люкс сегменту. Основное же сокращение приостановок связано с уходом брендов средней ценовой категории.
Название улицы |
2022 |
2023 |
Потенциальная вакансия с учетом приостановивших деятельность брендов |
Тверская |
18% |
13% |
13% |
Кузнецкий мост |
17% |
19% |
25,4% |
Камергерский переулок |
7% |
3% |
3% |
Никольская |
15% |
18% |
18% |
Мясницкая |
20% |
10% |
10% |
Новый Арбат |
15% |
11% |
11% |
Пятницкая |
11% |
9% |
9% |
Климентовский переулок |
6% |
6% |
6% |
Петровка |
10% |
17% |
26,9% |
Столешников переулок |
12% |
25% |
45% |
Маросейка |
10% |
5% |
5% |
Покровка |
23% |
16% |
16% |
Источник: IBC Real Estate
За год (с июня 2022 по июнь 2023 гг.) на ключевых улицах обновилось 8% арендаторов – это 71 магазин/ресторан. Половина из них произошли в рамках одного формата (например, на Мясницкой улице кафе «Вай Мэ» сменилось на «RA’MEN», «SOS cafe» – на «Kook»).
Все ротации
(с июня 2022 по июнь 2023 гг.)

Источник: IBC Real Estate
Наибольшая часть (44%) изменений зафиксирована в категории «кафе/ рестораны/ бары/ клубы». Заведения общепита и развлечений с трудом переносят изменения потребительского поведения, переключение на сберегательную модель потребления, а также высокую конкуренцию. В силу технических характеристик помещений, взамен на этих площадях, открывались заведения аналогичного формата с новыми концепциями и идеями.
Наибольшее количество изменений арендаторов произошло на улицах: Тверская, Мясницкая, Покровка. На всех трех улицах чаще всего менялись «кафе/рестораны/бары/клубы». Больше всего ротаций (в количественном измерении) произошло на Тверской улице – 18 или 13% от общего числа арендаторов на улице. Например, бренд Oomph открылся на месте Lush, а российский ритейлер «Gloria Jeans» открыл свой флагманский магазин, где раннее располагался «H&M». Минимальные изменения по количеству арендаторов произошли в Климентовском переулке.
Также аналитики IBC Real Estate зафиксировали тренд на уменьшение среднего размера арендуемого блока: количество аренднопригодных блоков выросло за год на 2%, что связано с уходом крупных иностранных арендаторов и закрытием ряда флагманских магазинов.
Несмотря на массовый исход международных брендов из страны, количество магазинов одежды/обуви на 12 ключевых улицах Москвы выросло почти на 10%. На места закрывшихся магазинов приходят новые игроки. Так, например, на Кузнецком мосту закрылись Massimo Dutti и Zara, их пространства уже заняли Henderson и Maag.
«Стабильность и снижение доли свободных площадей рынка сигнализируют о том, что ритейл на главных торговых улицах Москвы успешно адаптируется к изменяющимся условиям. На освободившиеся места активно приходят новые игроки. С точки зрения потребителей рынок стрит-ритейла не потерпел значительных изменений в связи с достаточно большим числом новых открытий в пределах одного и того же сегмента», – комментирует Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.