Технология доставки коммерческих грузов из Китая, именуемая «карго», по-прежнему актуальна из-за своей дешевизны. Однако, понятие карго из Китая за последние годы эволюционировало, все чаще компании отказываются от этой услуги. Предприниматели стали все больше понимать зону риска и ответственности, поэтому хотят вести свой бизнес в правовом поле и заниматься его масштабированием, а не нести лишние риски и финансовые потери.
Марина Вакуленко, директор VIG Trans пролила свет на «минусы» и «плюсы» карго: «Сторонников-фанатов этого стиля ведения бизнеса предостаточно. Несомненный «плюс» технологии-дешевизна. Но существуют и многочисленные «минусы». До тех пор, пока есть спрос, технология будет работать. Но факт получения груза в месте назначения – это не счастливый конец истории, это начало не менее важной истории – необходимости легализации товарной партии для последующего распределения, по возможности безопасного и, желательно, рентабельного. Если вы - владелец товаров на системе налогообложения ОСНО, то есть являетесь плательщиком НДС, успешно реализованные технологии налоговиков АСК «НДС-2» и «Налог-3» очень быстро выявят «материализацию товаров из космоса» и взаимодействие с недобросовестными контрагентами. Получите доначисления, не только по НДС, но и по прибыли, а также, конечно, штрафы и пени. Их размер, как показывает практика Москвы 2017-2018, значительно превышает размер экономии на схеме доставки «карго». Добавьте субсидиарную ответственность за финансово-хозяйственную деятельность вашего бизнеса в целом – ни о безопасности, ни о рентабельности речи не идет.
Предвосхищая реакцию собственников бизнесов на УСН и ЕНВД, которые считают себя неуязвимыми перед контролем ФНС, напомним, что с 15.01.2016 года ФНС и ФТС переподчинены в оперативное управление Минфина, фискальная функция для обоих ведомств является приоритетной. Они обеспечивают пополнение бюджета и действуют согласованно. В стратегии развития обоих ведомств на период 2018-2020 годов заявлено, в том числе, выстраивание сквозного контроля за движением импортных товаров от границы до конечного потребителя этого товара, а это значит, что там, где нет поля деятельности для одной службы, приходит вторая. И постконтроль таможенный никто не отменял. Продаете, например, импортную одежду – поясните, каким образом она оказалась на территории РФ. Уплачены ли в полном объеме таможенные платежи, и кто импортер, имеются ли в наличии легитимные разрешительные документы и маркировка ЕАС. Перечень вопросов можно продолжать до тех пор, пока не станет ясно, что вразумительного ответа хотя бы на один из них просто нет. Получите доначисления - оплатите таможенные платежи со штрафами и пенями, далее см. алгоритм выше.
Наиболее распространенный аргумент пользователей схемы «карго»: пока все мои конкуренты везут товар по такой же схеме, я не могу перейти на официальные технологии, я окажусь не в рынке, потеряю прибыль, бизнес станет не интересным. Кроме того, и некоторые логистические операторы подливают масла в огонь, убеждая своих клиентов, что ничего страшного не происходит, «мы привезем, вы продадите, все так продолжают работать, так дешевле» и проч. Мотивация их понятна – заработок на схемах доставки «карго» у таких операторов иногда на порядок выше, чем в официальных, полностью прозрачных перевозках. А некоторые из них так и остались в прошлом веке и попросту не умеют работать официально и не спешат в этом признаться своим клиентам, поэтому и вводят их в заблуждение».
Моя рекомендация этим оппонентам:
- Принять как факт наличие очевидного и неотвратимого добровольно-принудительного процесса обеления бизнесов, как торгово-закупочного, так и транспортно-логистического;
- Уже сегодня внимательно посмотреть на экономику технологий доставки «НЕ КАРГО», в первую очередь - прямой контракт с поставщиком в статусе участника ВЭД либо аутсорсинг ВЭД;
- Найти логистического оператора, который станет Вашим проводником в непростом мире логистики и ВЭД - с репутацией, опытом, рекомендациями действующих клиентов, профессиональным персоналом и административным ресурсом;
- Получить профессиональную консультацию у экспертов, каким образом перестраивать свой бизнес - поэтапно, одного поставщика за другим, или иначе, с проведением комплексной перезагрузки бизнеса;
Как результат, вам гарантировано сохранение бизнеса, возможно, с меньшей маржинальной прибылью, но своей долей белого рынка, как поставщиков, так и покупателей ваших товаров. Ведь к моменту, когда схема «карго» потеряет минимальные шансы на существование и исчезнет из продуктовой линейки соответствующих операторов, Вы будете уже подготовленным, опытным участником ВЭД, имеющим возможность сконцентрироваться на развитии собственного бизнеса и своих продуктов, а не тратить время на срочное решение вопроса доставки импортных товаров.
Игорь Ребельский, учредитель VIG Trans, добавляет: «Карго из Китая, как инструмент, используется все меньше. А в перспективе понятие карго будет уходить. Предприниматели приходят к мнению, что лучше работать в правовом поле. А не переживать за сохранность груза и, как следствие, не нести финансовые риски.
Если обратиться к истокам внешнеэкономической деятельности, то еще 5-10 лет назад «карго» широко использовалось многими компаниями-импортерами, понятная схема работы: платишь мало, возишь быстро, не понимая ни процедуры, ни глобальных рисков. Цена, исходя из стоимости товара в сравнении с другими маршрутами вариантами доставки ниже в несколько раз, поэтому и доминирует.
Выгода
Значительная экономия на таможенных платежах (если ты в среднем за товар заплатишь 28-30% от стоимости товара, при «карго» ты заплатишь 5%)
Риски
- Клиент не знает, как его груз повезут
- Вы не контролируете этапы перевозки, нет понимания, где товар находится и что с ним происходит.
- Утеря товара частично/полностью
- Задержка товара
- Как результат потеря денег и товара
Сейчас надзорные органы жестко контролируют разницу между ценой ввоза и ценой продажи. Компании, которые пользовались «карго», начали от этого отходить. Если раньше, приезжая в Китай, на каждом шагу встречались предложения о «карго», то на текущий момент, этого всего практически нет».