Более 18 тыс. сообщений с предварительной информацией о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом (а также о транспортных средствах), подано с момента введения 1 июля 2019 года обязательного предварительного информирования.
Таможенные органы используют предварительную информацию для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение – до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию ЕАЭС.
В случае представления заинтересованными лицами расширенного состава предварительной информации (подробные сведения о наименовании товаров и их кодах в соответствии с ЕТНВЭД ЕАЭС, весе, маркировке и т.д.), такая информация может быть использована на последующих этапах проведения операций с товарами – помещении товаров на временное хранение, открытии процедуры транзита и т.д., что позволит ускорить совершение таможенных операций и оптимизировать проведение таможенного контроля.
Для оформления прибытия, убытия судов и перемещаемых ими товаров используется комплекс программных средств «Портал Морской порт». Портал функционирует по принципу единого окна: это информационная платформа, обеспечивающая взаимодействие всех участников процесса обработки товаров и транспортных средств в морских пунктах пропуска (ФТС России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Пограничная служба ФСБ России, перевозчики, участники ВЭД, администрации морских портов, операторы морского терминала/стивидорные компании и др.).
В настоящее время в целях оптимизации оформления прибытия/убытия товаров и транспортных средств нормативно закреплен переход на безбумажный документооборот. Важнейшим условием для такого перехода является представление перевозчиком (или лицом, действующим по его поручению) и иными заинтересованными лицами документов и сведений в электронном виде, заверенных электронной подписью, в КПС «Портал Морской порт». Предусмотрена также возможность принятия предварительных решений по судну и товарам на основании предварительной информации, представленной до прибытия судна.
По состоянию на 15 декабря 2019 года оформлено свыше 57 тыс. сообщений о прибытии и около 59 тыс. сообщений об убытии судна. За 2018 год было оформлено около 35 тыс. и 31 тыс. сообщений соответственно. Более чем в 90% случаев судовые дела оформляются в электронном виде.
Использование КПС «Портал Морской порт» позволяет сократить время оформления товаров в морских портах за счет однократной подачи информации в электронном виде. Представленный в систему пакет документов на судно и перемещаемые им товары становится доступен всем участникам процесса в рамках их полномочий.
В настоящее время доступ к КПС «Портал Морской порт» есть у всех таможенных органов, принимающих участие в совершении операций в морских (речных) портах.
Совершенствование операций, переход на безбумажный документооборот с использованием КПС «Портал Морской порт» позволили значительно сократить время проведения контроля судов и перемещаемых ими товаров.
Бизнес-сообществом на площадке Комиссии по вопросам развития таможенного администрирования в морских пунктах пропуска Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России отмечена значительная роль КПС «Портал Морской порт» в ускорении и совершенствовании информационного взаимодействия в морских портах.