До недавнего времени политики, банкиры и военные были основными потребителями и инициаторами появления новостей, связанных с Америкой. Однако сегодня к ним присоединилась и ФТС РФ. Участники ВЭД и эксперты отмечают, что в последнее время ужесточилась ситуация на таможне с оформлением товаров из Соединенных Штатов Америки. В сети интернет сегодня пишут, что грузы оформляются через 100% досмотры, полные перевзвешивания и необоснованные корректировки таможенной стоимости, отбор проб и образцов. Ситуация ухудшилась из-за сложившейся политической ситуации между Россией и Америкой. От этих мер страдает российский бизнес и несет серьезные финансовые потери.
По данным Международного Торгового Центра (ITC) в 2017 году Россия импортировала из США товаров на сумму 12,7 млрд долл. США. В 2017 году порядка 28% от всего импорта из США составили самолеты, космические корабли и их части, более 17% - оборудование, механические приборы и их части. Но в число импортеров, работающих с этими группами товаров, входят в том числе госкорпорации, имеющие все шансы рассчитывать на поддержку государства. Кроме того, 8% импорта из США — это оптическое, фотографическое, измерительное оборудование, медицинская и хирургическая техника, еще 6% это фармацевтическая продукция.
Джамал Давиташвили, руководитель департамента таможенного оформления компании V.I.G.Trans прокомментировал ситуацию с трудностями поставок из США: «В Интернет просочилась информация о том, что на определенные товары из США срабатывает профиль риска (ПР) при таможенном оформлении импорта, но официально она никак не подтверждена. И это понятно т.к. ПР закрыты для бизнеса и имеют гриф ДСП (для служебного пользования). К сожалению, нам не на что ориентироваться, и мы не можем сообщить клиенту что ему ждать от таможенного контроля – досмотра, отбора проб и образцов для экспертизы, выставления обеспечения таможенных платежей, а это все дополнительные затраты для Импортера… Если сравнить подобный профиль риска, введенный в свое время на Турцию, то, когда он был введен, мы понимали, что он срабатывает на все и обязательно назначался досмотр, то в этой ситуации четкого понимания нет. Понятно, что таможенный контроль выборочный и всегда имеется вероятность назначения различных мер контроля, но когда есть понимание того, что затраты обязательно будут иметь место, бизнес бы имел возможность их планировать».
Марина Вакуленко, Директор по продажам V.I.G.Trans пояснила ситуацию на рынке: «6 июля вышло, а 6 августа 2018 года вступило в силу Постановление Правительства № 788 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки». Импортеры, обнаружившие в списке кодов ТН ВЭД, упомянутых в данном Постановлении Правительства, относящиеся к своему бизнесу (в основном, это группы 82, 84, 87), приуныли не на шутку — изменение ставки импортной пошлины с 5% до 25% или 30% - безусловно, серьезное обстоятельство, вынуждающее вернуться к перерасчету затрат на доставку товаров, себестоимости таких товаров, и как следствие, общей рентабельности бизнеса. Кто-то обратил свои взоры на производителей аналогичных или идентичных товаров в других частях света и уже понимает, как он будет двигаться дальше, не просто сохранив бизнес в целом, но при этом не потеряв качества выпускаемой продукции или реализуемых на рынке РФ и ЕАЭС импортных товаров, не попав в серьезные штрафные санкции со стороны потребителей/покупателей по ранее заключенным контрактам. К большому сожалению, таких счастливчиков немного! Их — единицы.
Постановление Правительства 788 — это официальная специальная защитная мера государства в отношении импорта продукции из стали и алюминия из недружественной страны-производителя. Но чувства глубокого удовлетворения от появления этого документа и этой меры не возникает. Сотни покупателей американского уникального оборудования оказываются перед выбором: что дальше: закрываться или менять поставщика? А как его поменять, если оборудование эксклюзивное и не имеет аналогов в мире.
Постановление Правительства 788, между тем - лишь вершина айсберга. Все самое интересное под водой. Письмо ДСП в таможне, предписывающее введение специальных мер таможенного контроля в части не только таможенно-тарифного, но и нетарифного регулирования в отношении всех товаров, импортируемых из США — вот это по-настоящему мощное оружие, способное незаметно для обывателя — неспециалиста вершить поистине великие дела. Отбор проб и образцов для последующих испытаний в лаборатории, досмотры с пристрастием, подозрения в некорректном декларировании товаров, предвзятое отношение к стоимости, заявленной в документах на самых прямых контактах и многие другие мероприятия, сопровождающиеся при этом финансовыми расходами — хранение, погрузо-разгрузочные работы и все остальные действия сотрудников таможни и СВХ оплачиваются, безусловно, импортерами и брокерами. Весь этот арсенал мероприятий под самым благовидным предлогом обрушен де-юро на американский импорт, а де-факто — на головы импортеров, оказавшихся в очередной раз заложниками политики, геополитики и политэкономии, вместе взятых. История с турецкими товарами еще не стерлась из памяти экспертов и участников ВЭД. Между тем, ни один канал телевидения, ни один даже самый либеральный ресурс СМИ, ни тем более ФТС не опубликовали итогов или последствий той истории с товарами из Турции, в один день попавшими в категорию «вне закона». Сколько млрд. рублей потерял бизнес — предприятия малые, средние и возможно крупные. Сегодня шторм турецкого происхождения утих, воцарились штиль, мир и дружба. И товары производства Турции сегодня уже не опасны, не вредны и аполитичны. Значит, млрд рублей бизнеса потрачены за идею, не имеющую отношения к безопасности импортных товаров, попадающих для внутреннего потребления на территорию РФ и ЕАЭС. Значит по окончании операции, названной экспертами отрасли «Турция. 2.0», тоже наступит штиль, кто-то выживет, кто-то трансформируется, кто-то закроется. Имеет смысл, видимо, вспомнить уроки «Турция. 1.0» и новую операцию провести более разумно: дать возможность доехать и выпуститься товарам, ранее оплаченным российским бизнесом, и, таким образом, дать им возможность выполнить свои обязательства перед конечными заказчиками, покупателями, банками, наконец. И переориентироваться на другие страны и производителей».