Распоряжение ФТС России 131-р от 08.06.2021 г., подписанное руководителем ведомства Владимиром Булавиным, вводит новую структурную единицу в Московской областной таможне. Специальная группа займется досмотрами до выпуска товаров до конца января 2022 года. Директор департамента таможенного оформления FM Logistic в России Елена Парамонова рассказала о возможных мотивах введения данного подразделения и возможных последствиях этого решения для участников ВЭД.
ФТС России ведет планомерные изменения, в том числе и в части таможенного контроля. Одной из основных причин создания спецгруппы может являться антикоррупционная политика ведомства. Мы пока не понимаем, каким образом будет организован данный процесс. Я полагаю, что спецгруппа должна располагаться, например, в здании Московской областной таможни (МОТ), а в случае назначения досмотра отправляться на таможенные склады и посты фактического контроля. Давыдовский и Истринский таможенные посты, указанные как участвующие в эксперименте, находятся на достаточном удалении от МОТ ― порядка 45-50 км в одну сторону, а Лобненский и Сходненский ― 15-20 км. Хотелось бы понять, когда досмотр будет начинаться по факту, сколько проверок ежедневно способен осуществлять один таможенный инспектор данной группы, сколько сотрудников будет в ней. Безусловно, в начале пути будут задержки по времени, важно, чтобы в ходе эксперимента были учтены все особенности и участники ВЭД снова не испытали проблемы с увеличением времени таможенного оформления.
Таможенному контролю и в частности досмотровым операциям подвержены любые виды товаров, какие-то в большей степени, какие-то ― в меньшей. Достаточно значительный объем продукции, по которой проводятся досмотры ― это товары, которые подлежат обязательной маркировке. Таможенный контроль проводится для подтверждения фактического нанесения на товар обязательной маркировки и контроля с помощью специальных сканеров, ввода данной маркировки в систему «Честный ЗНАК». В связи с этим данная группа должна быть оснащена сканерами в необходимом количестве. Также под пристальным контролем находятся грузы, которые облагаются специфическими и комбинированными ставками пошлин. Например, заявленное количество товара в декларации на товары со ставкой пошлины за килограмм или за единицу/пару может быть проверено таможенным органом только при фактическом контроле, то есть досмотре. К сожалению, мы не обладаем информацией, как будет построен процесс самим ведомством в данном эксперименте. Соответственно понять, насколько данный эксперимент фактически повлияет на сроки таможенного оформления, сейчас не представляется возможным. Чтобы оценка была объективной, нужно некоторое время поработать в новых условиях.