Как выгодно привезти товар и оформить внешнеэкономическую сделку задумывается практически каждая российская компания, которая занимается ввозом иностранных товаров. Обычно крупные компании делают объемные закупки, поэтому для них вопрос оптимизации этого вопроса стоит очень остро. Вариантов организации импортных поставок существует несколько: специалисты в штате компании, полный аутсорсинг ВЭД или работа с подрядчиками по отдельным задачам. Для того, чтобы выбрать оптимальное решение, надо рассмотреть способы организации внешнеэкономической деятельности подробнее.
Логистическая цепочка
Для начала рассмотрим всех участников цепи ВЭД:
Производитель-Продавец-Экспедитор-Сюрвейер-Перевозчик-Страховая компания-Таможенные органы в стране вывоза и ввоза товаров-Таможенный представитель-Таможенный терминал (СВХ)-Склады ответственного хранения в РФ и за рубежом-Органы сертификации-Компания Аутсорсер или Агент- Покупатель.
Компания, в зависимости от своего выбора, осуществляет взаимодействие со всеми указанными лицами или только с отдельными из них. Возникает закономерный вопрос,
как убрать лишние звенья в этой цепи. Обратиться в логистическую компанию, которая занимается доставкой сборных или генеральных грузов из Европы или сделать все самим? Каким образом будет осуществляться сотрудничество, зависит от нескольких факторов. Можно выделить 3 основных варианта ведения ВЭД:
- Организация логистической цепочки собственными силами компании. Специалисты в штате
- Привлечение подрядчиков на выполнение отдельных задач
- Аутсорсинг ВЭД
В первом случае компания осуществляет все операции таможенно-логистической цепи, используя свои ресурсы. Для того, чтобы произвести таможенное оформление груза, импортеру необходимо иметь в штате декларанта или специалиста по таможенному оформлению. Такой сотрудник должен уметь подбирать коды ТН ВЭД, заполнять и подавать таможенную декларацию. Для организации доставки груза необходимо, чтобы в штате компании был сотрудник, разбирающийся в логистике, имеющий контакты с жд-операторами, авиакомпаниями, морскими линиями. Все это приличный пул знаний и компетенций, поэтому сотрудников такой квалификации может позволить себе только компания с большим объемом импортных поставок.
Второй вариант ведения ВЭД подразумевает, что в штате компании есть сотрудник, в обязанности, которого входит работа с подрядчиками по логистике, таможенному оформлению и сертификации продукции. Все эти услуги может предложить в комплексе одна компания-подрядчик, либо несколько. Здесь выбор делает ответственный сотрудник на стороне компании, импортирующей товар. Для компаний с небольшой периодичностью поставок это наиболее распространенный и выгодный вариант ведения внешнеэкономической деятельности.
Как правило, нанимая на отдельные этапы подрядчиков, например, таможенных Представителей и Экспедиторов, ля грамотного подбора подрядчиков сотрудники компании должны знать и понимать особенности ведения процедур таможенного оформления и перевозки груза.
Стоит перечислить основные операции, которые необходимо выполнять при организации поставки товаров:
- Выбор товара и поставщика;
- Согласование условий сделки и заключение внешнеторгового контракта;
- Определение маршрута и условий поставки товаров;
- Заключение договора экспедирования по доставке груза;
- В случае консолидации товаров, поиск надежного склада с оптимальными расценками в Европе или Китае;
- Выбор места таможенного оформления и таможенного представителя;
- Страхование сделки и транспортировки груза или товара;
- Получение разрешительных документов (сертификатов, лицензий, разрешений и т.п.);
- При отгрузке товара: контроль качества товара и его количественных характеристик (вес нетто, вес брутто, кв.м, куб.м и т.п.), проверка правильности заполнения товаросопроводительных документов, таможенное оформление груза.
- Оплата товара в валюте контракта;
- Таможенная очистка;
- Приемка товара на собственном складе;
- Оприходование товара (бухгалтерия);
- Продажа и доставка товара покупателю.
При аутсорсинге ВЭД, компания-импортер продукции может передать весь этот функционал одному подрядчику, который выполнит всё, не погружая клиента в тонкости ведения ВЭД. Клиенту не придется понимать, как составляется международный контракт, как ведется валютная бухгалтерия и тд. Аутсорсер в этом случае выступает как агент, который действует от имени и по поручению клиента и при этом не является собственником груза. На аутсорсинг может быть передан полный комплекс задач: от поиска товара до поставки его на склад заказчика. Важный момент, на который стоит при этом обратить внимание: при Аутсорсинге Заказчику по его желанию предъявляются все договора подряда с указанием их стоимости, поэтому ценообразование понятно и прозрачно. Как правило, компания Аутсорсер зарабатывает на своей комиссии от суммы стоимости оказанных услуг, около 5%.
Эксперты рекомендуют обязательно проверять рыночную стоимость каждой операции (можно делать это выборочно) выполняемой Аутсорсером для оценки ее реальной стоимости.
Чем больше звеньев отделяет вас от завода-изготовителя, тем выше цена
Как выгоднее для вашего бизнеса привозить товар в Россию: делать все самому, воспользоваться услугами подрядчика или полностью передать импорт продукции на аутсорсинг? Для объективности выбора нужно выписать важные для бизнеса параметры и критерии оценки:
- риски ответственности за нарушения таможенного и налогового законодательств (проведение операций связанных с переводом валютных средств за рубеж; недобросовестность контрагентов),
- калькуляция себестоимости продукции;
- сроки исполнения контрагентами обязательств по договорам;
- ресурсы компании (наличие своих специалистов по ведению ВЭД);
- удобство и комфорт в части трудозатрат
- объемы и периодичность поставок.
Взвесив все пожелания и возможности, у каждого грузовладельца будут свои весомые аргументы в пользу того или иного варианта ведения ВЭД. Очевидно одно: таможенное законодательство - очень сложная и специфичная деятельность, иначе таможенных представителей не выделили бы законодательно в отдельную категорию лиц, обязав получать свидетельство о включении в реестр таможенных представителей ФТС РФ с обеспечением на 500 000 евро (до 2018 года 1 млн евро). Перевозка грузов — это взаимодействие с перевозчиками, морскими линиями, морскими портами, таможенными органами, пограничниками и т.п., безусловно, нюансов тоже хватает. Там, где требуются глубокие профессиональные знания должны работать квалифицированные специалисты в своей области.
Лейсан Халикова, эксперт компании VIGTrans