До конца сентября спрос на перевозки из Китая вырастет на 20%: логистический сезон на старте

Флаги России и Китая на фоне карты с цифровыми логистическими маршрутами, символизирующие рост торгово-логистического потока между странами

Российские импортеры ускоряют поставки из КНР на фоне сразу нескольких факторов: приближающихся праздников в Китае, подготовки к «черной пятнице» в России и ожиданий понижения ключевой ставки. В результате тарифы на перевозки из Поднебесной после затяжного падения вновь пошли вверх.

Почему сейчас растет спрос

С начала сентября 2025 года спрос на перевозки из Китая в Россию вырос на 9% в годовом выражении, следует из аналитического обзора ПЭК и группы компаний «Прометей». Ожидается, что до конца месяца показатель достигнет +20%, а к октябрю продолжит рост.

Причины роста спроса:

  • Каникулы в КНР: с 1 по 8 октября в стране пройдут национальные праздники (Золотая неделя), что традиционно влияет на график экспорта.

  • Пик сезона для ритейла: российские компании активизируют логистику перед стартом распродаж — от «черной пятницы» до новогоднего периода.

  • Финансовая подушка: часть импортеров рассчитывает, что возможное снижение ключевой ставки Банка России усилит покупательский спрос к декабрю.

«Компании предпочитают закупать товары за 2–3 месяца до пикового сезона, чтобы зафиксировать цену и обеспечить стабильность поставок», — поясняет Геннадий Чичин, директор ПЭК: GLOBAL.

Как изменились тарифы на доставку

После заметного снижения ставок в первой половине года (в ряде сегментов — более чем вдвое), рынок начал разворачиваться.

Ключевые изменения по данным на начало сентября:

Вид перевозки Текущий тариф Динамика с августа Комментарий
Мультимодальные (море + ж/д) $1300 за 20-фут. контейнер (FOB) +3% FOB: поставщик доставляет товар до порта
Железная дорога $4300 за 20-фут. / $4500 за 40-фут. +9% Доставка до Москвы: 200–210 тыс. руб.
Автоперевозки $7200–7500 за 20 тонн Без изменений Летняя цена сохраняется
Динамика H1 2025 -37% (море), −50% (ж/д), −22% (авто) Падение ставок в I полугодии

В первом полугодии спрос на доставку из КНР в РФ упал на 25% г/г, что привело к снижению ставок на морские перевозки более чем на треть, отмечает Екатерина Шарапова, начальник отдела закупок и ВЭД ГК «Прометей».

Прогноз: сезонный рост продолжится

По оценке Екатерины Шараповой, до конца октября тарифы могут вырасти на 21% относительно летних минимумов. Влияние окажут как эффект отложенного спроса, так и традиционные закупки в преддверии зимнего сезона.

Что это значит для бизнеса

  • Планировать заранее: оптимальное окно закупок — сентябрь—первая декада октября.

  • Пересматривать бюджеты: особенно по ж/д и мультимодальным каналам, где рост ставок уже заметен.

  • Оценивать сценарии «форсирования импорта»: на фоне валютной волатильности и ожиданий по ЦБ.

В условиях высокой чувствительности логистики к колебаниям спроса и инфляции, импортеры, работающие по модели JIT (just-in-time), могут оказаться в зоне риска — особенно в случае резкого скачка спроса в ноябре.

Рост активности импортеров, национальные праздники в КНР и маркетинговые циклы ритейла запустили традиционный осенний пик на рынке международной логистики. Для компаний, работающих с Китаем, сейчас — ключевой момент для принятия стратегических решений.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости