Российские импортеры ускоряют поставки из КНР на фоне сразу нескольких факторов: приближающихся праздников в Китае, подготовки к «черной пятнице» в России и ожиданий понижения ключевой ставки. В результате тарифы на перевозки из Поднебесной после затяжного падения вновь пошли вверх.
Почему сейчас растет спрос
С начала сентября 2025 года спрос на перевозки из Китая в Россию вырос на 9% в годовом выражении, следует из аналитического обзора ПЭК и группы компаний «Прометей». Ожидается, что до конца месяца показатель достигнет +20%, а к октябрю продолжит рост.
Причины роста спроса:
-
Каникулы в КНР: с 1 по 8 октября в стране пройдут национальные праздники (Золотая неделя), что традиционно влияет на график экспорта.
-
Пик сезона для ритейла: российские компании активизируют логистику перед стартом распродаж — от «черной пятницы» до новогоднего периода.
-
Финансовая подушка: часть импортеров рассчитывает, что возможное снижение ключевой ставки Банка России усилит покупательский спрос к декабрю.
«Компании предпочитают закупать товары за 2–3 месяца до пикового сезона, чтобы зафиксировать цену и обеспечить стабильность поставок», — поясняет Геннадий Чичин, директор ПЭК: GLOBAL.
Как изменились тарифы на доставку
После заметного снижения ставок в первой половине года (в ряде сегментов — более чем вдвое), рынок начал разворачиваться.
Ключевые изменения по данным на начало сентября:
| Вид перевозки | Текущий тариф | Динамика с августа | Комментарий |
|---|---|---|---|
| Мультимодальные (море + ж/д) | $1300 за 20-фут. контейнер (FOB) | +3% | FOB: поставщик доставляет товар до порта |
| Железная дорога | $4300 за 20-фут. / $4500 за 40-фут. | +9% | Доставка до Москвы: 200–210 тыс. руб. |
| Автоперевозки | $7200–7500 за 20 тонн | Без изменений | Летняя цена сохраняется |
| Динамика H1 2025 | -37% (море), −50% (ж/д), −22% (авто) | — | Падение ставок в I полугодии |
В первом полугодии спрос на доставку из КНР в РФ упал на 25% г/г, что привело к снижению ставок на морские перевозки более чем на треть, отмечает Екатерина Шарапова, начальник отдела закупок и ВЭД ГК «Прометей».
Прогноз: сезонный рост продолжится
По оценке Екатерины Шараповой, до конца октября тарифы могут вырасти на 21% относительно летних минимумов. Влияние окажут как эффект отложенного спроса, так и традиционные закупки в преддверии зимнего сезона.
Что это значит для бизнеса
-
Планировать заранее: оптимальное окно закупок — сентябрь—первая декада октября.
-
Пересматривать бюджеты: особенно по ж/д и мультимодальным каналам, где рост ставок уже заметен.
-
Оценивать сценарии «форсирования импорта»: на фоне валютной волатильности и ожиданий по ЦБ.
В условиях высокой чувствительности логистики к колебаниям спроса и инфляции, импортеры, работающие по модели JIT (just-in-time), могут оказаться в зоне риска — особенно в случае резкого скачка спроса в ноябре.
Рост активности импортеров, национальные праздники в КНР и маркетинговые циклы ритейла запустили традиционный осенний пик на рынке международной логистики. Для компаний, работающих с Китаем, сейчас — ключевой момент для принятия стратегических решений.





