Фрахтовые ставки на Дальнем Востоке вышли на весенний максимум: что это значит для экспортеров и судовладельцев

Погрузка угля на балкеры в порту Восточный, Дальний Восток России. Рост фрахтовых ставок на фоне высокого спроса в Азии.

В последние недели августа стоимость перевозки угля из портов Дальнего Востока достигла пиковых значений с апреля. Как пишут «Ведомости», основным драйвером стали погодные аномалии в Восточной Азии и рост спроса на российский уголь. Что стоит за всплеском фрахтовых ставок — и какие выводы делают участники рынка?

Рост ставок: цифры и направления

По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), ставки фрахта балкеров при экспорте угля из порта Восточный (Приморский край) на конец августа достигли следующих уровней:

Направление Тип судна Ставка, $/т Рост за неделю
Северный Китай Panamax (80 000 т) 9 +13%
Южная Корея Panamax 9 +13%
Восточная Индия Panamax 16 ≈0%
Западная Индия Panamax 18 +6%
Северный Китай Handysize (40 000 т) 9 +4%
Южная Корея Handysize 9 +4%
Восточная Индия Handysize 27 +7%
Западная Индия Handysize 29 +7%

Ставки демонстрируют устойчивый рост по большинству направлений, особенно в Китай и Южную Корею. На фоне ограниченного предложения судов и растущего спроса на энергоресурсы, судовладельцы усиливают позиции на переговорах.

Причины: спрос, погода и отгрузки

Аналитики ЦЦИ называют ключевым фактором резкого роста фрахтов активизацию закупок угля из России в августе. За последнюю неделю месяца морской экспорт угля из страны превысил 3,4 млн тонн — один из самых высоких недельных показателей в 2025 году. Из них более 2,6 млн тонн пришлось на Дальний Восток.

Погодный фактор также сыграл значительную роль: аномальная жара в Китае и Южной Корее (температура на 2–6 °C выше нормы) привела к повышенному спросу на топливо для энергетики. Основной объем поставок пришелся на порты Восточный и Ванино.

Дополнительно поддержку ставкам оказал рост фрахта и на других региональных направлениях — в частности, из Индонезии и Австралии.

Мировой контекст: умеренный рост

Фрахтовые ставки на мировом рынке также растут, но не столь динамично:

Маршрут Ставка, $/т Рост за неделю
Индонезия → Индия 8,9 +5%
Австралия → Индия 17,5 +2%
Австралия → Северный Китай 13,4 +2%

Дальний Восток демонстрирует опережающую динамику фрахтовых ставок на фоне регионального спроса и локального дефицита судов.

Прогноз: ставки удержатся, но устойчивости нет

По оценке ЦЦИ, в начале осени фрахтовые ставки останутся на высоком уровне. Температурные аномалии, низкие запасы угля и сохраняющийся экспортный потенциал России поддержат спрос на перевозки. Однако динамика, по мнению аналитиков, имеет ярко выраженную сезонную природу.

«Текущий рост ставок вызван в основном погодными факторами. Структурных причин для устойчивого роста пока нет», — отмечает Роман Соколов, директор ЦЦИ.

Он уточняет: несмотря на всплеск, средние показатели второго полугодия всё ещё ниже значений 2024 года на $1—1,5/т. К концу года ставки могут стабилизироваться на уровне $9—10/т для балкеров Panamax и Handysize соответственно.

Мнения экспертов: краткосрочный пик или начало тренда?

Максим Худалов, независимый эксперт:

При сохранении высоких температур и профиците предложения из РФ возможен рост фрахта ещё на $2—3/т в Китай и $4/т в Индию.

Николай Дудченко, аналитик ФГ «Финам»:

Рост ставок — часть глобального тренда по балкерам, но спрос на российский уголь — ключевой локальный фактор.

Сергей Суверов, УК «Арикапитал»:

Динамика нестабильна: Китай увеличивает добычу, а дефицита флота нет. Вероятен откат ставок к текущим уровням.

Перспективы: цены на уголь тоже растут

На фоне роста спроса на российский уголь аналитики ожидают и умеренный рост экспортных цен:

Показатель Цена $/т (FOB)
Энергетический уголь (6000 ккал/кг) — Дальний Восток 77
Энергетический уголь — Тамань 71
Энергетический уголь — Балтика 59
Коксующийся уголь — Дальний Восток 112

Прогноз: По оценкам аналитиков, цены на энергетический уголь из РФ могут вырасти до $80—85/т до конца года, на коксующийся — до $115—120/т.

Выводы для участников рынка

  1. Экспортёры могут использовать высокий спрос и ограниченное предложение судов для улучшения условий контрактов, но должны быть готовы к возможной коррекции ставок.

  2. Судовладельцы получают окно возможностей для повышения доходности маршрутов, особенно в условиях роста коротких плеч (Китай, Корея).

  3. Трейдеры и аналитики следят за погодными трендами: сезонный фактор остаётся ключевым драйвером в краткосрочном горизонте.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости