
В последние недели августа стоимость перевозки угля из портов Дальнего Востока достигла пиковых значений с апреля. Как пишут «Ведомости», основным драйвером стали погодные аномалии в Восточной Азии и рост спроса на российский уголь. Что стоит за всплеском фрахтовых ставок — и какие выводы делают участники рынка?
Рост ставок: цифры и направления
По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), ставки фрахта балкеров при экспорте угля из порта Восточный (Приморский край) на конец августа достигли следующих уровней:
Направление | Тип судна | Ставка, $/т | Рост за неделю |
---|---|---|---|
Северный Китай | Panamax (80 000 т) | 9 | +13% |
Южная Корея | Panamax | 9 | +13% |
Восточная Индия | Panamax | 16 | ≈0% |
Западная Индия | Panamax | 18 | +6% |
Северный Китай | Handysize (40 000 т) | 9 | +4% |
Южная Корея | Handysize | 9 | +4% |
Восточная Индия | Handysize | 27 | +7% |
Западная Индия | Handysize | 29 | +7% |
Ставки демонстрируют устойчивый рост по большинству направлений, особенно в Китай и Южную Корею. На фоне ограниченного предложения судов и растущего спроса на энергоресурсы, судовладельцы усиливают позиции на переговорах.
Причины: спрос, погода и отгрузки
Аналитики ЦЦИ называют ключевым фактором резкого роста фрахтов активизацию закупок угля из России в августе. За последнюю неделю месяца морской экспорт угля из страны превысил 3,4 млн тонн — один из самых высоких недельных показателей в 2025 году. Из них более 2,6 млн тонн пришлось на Дальний Восток.
Погодный фактор также сыграл значительную роль: аномальная жара в Китае и Южной Корее (температура на 2–6 °C выше нормы) привела к повышенному спросу на топливо для энергетики. Основной объем поставок пришелся на порты Восточный и Ванино.
Дополнительно поддержку ставкам оказал рост фрахта и на других региональных направлениях — в частности, из Индонезии и Австралии.
Мировой контекст: умеренный рост
Фрахтовые ставки на мировом рынке также растут, но не столь динамично:
Маршрут | Ставка, $/т | Рост за неделю |
Индонезия → Индия | 8,9 | +5% |
Австралия → Индия | 17,5 | +2% |
Австралия → Северный Китай | 13,4 | +2% |
Дальний Восток демонстрирует опережающую динамику фрахтовых ставок на фоне регионального спроса и локального дефицита судов.
Прогноз: ставки удержатся, но устойчивости нет
По оценке ЦЦИ, в начале осени фрахтовые ставки останутся на высоком уровне. Температурные аномалии, низкие запасы угля и сохраняющийся экспортный потенциал России поддержат спрос на перевозки. Однако динамика, по мнению аналитиков, имеет ярко выраженную сезонную природу.
«Текущий рост ставок вызван в основном погодными факторами. Структурных причин для устойчивого роста пока нет», — отмечает Роман Соколов, директор ЦЦИ.
Он уточняет: несмотря на всплеск, средние показатели второго полугодия всё ещё ниже значений 2024 года на $1—1,5/т. К концу года ставки могут стабилизироваться на уровне $9—10/т для балкеров Panamax и Handysize соответственно.
Мнения экспертов: краткосрочный пик или начало тренда?
Максим Худалов, независимый эксперт:
При сохранении высоких температур и профиците предложения из РФ возможен рост фрахта ещё на $2—3/т в Китай и $4/т в Индию.
Николай Дудченко, аналитик ФГ «Финам»:
Рост ставок — часть глобального тренда по балкерам, но спрос на российский уголь — ключевой локальный фактор.
Сергей Суверов, УК «Арикапитал»:
Динамика нестабильна: Китай увеличивает добычу, а дефицита флота нет. Вероятен откат ставок к текущим уровням.
Перспективы: цены на уголь тоже растут
На фоне роста спроса на российский уголь аналитики ожидают и умеренный рост экспортных цен:
Показатель | Цена $/т (FOB) |
Энергетический уголь (6000 ккал/кг) — Дальний Восток | 77 |
Энергетический уголь — Тамань | 71 |
Энергетический уголь — Балтика | 59 |
Коксующийся уголь — Дальний Восток | 112 |
Прогноз: По оценкам аналитиков, цены на энергетический уголь из РФ могут вырасти до $80—85/т до конца года, на коксующийся — до $115—120/т.
Выводы для участников рынка
-
Экспортёры могут использовать высокий спрос и ограниченное предложение судов для улучшения условий контрактов, но должны быть готовы к возможной коррекции ставок.
-
Судовладельцы получают окно возможностей для повышения доходности маршрутов, особенно в условиях роста коротких плеч (Китай, Корея).
-
Трейдеры и аналитики следят за погодными трендами: сезонный фактор остаётся ключевым драйвером в краткосрочном горизонте.