
Январь 2025 года стал знаковым месяцем для российского рынка труда в логистике. Согласно данным исследования, проведенного hh.ru и ПЭК в сотрудничестве с Major, Boxberry и ЛогЛаб, зарплаты в отрасли не только продолжили расти, но и превзошли ожидания большинства работников. На фоне заметного дефицита кадров, обусловленного как внутренними, так и глобальными экономическими факторами, медианная зарплата увеличивалась двузначными темпами практически по всем логистическим специальностям.
Почему зарплаты в логистике растут: причины и взаимосвязи
Рост зарплат в логистике — это не случайное явление, а результат комплексного влияния множества факторов:
1. Дефицит кадров: По итогам 2024 года логистическая отрасль столкнулась с нехваткой специалистов практически по всем ключевым позициям, начиная от водителей и курьеров до руководителей складов. Это обусловлено несколькими причинами:
- Ускоренный рост e-commerce, требующий большего числа логистических звеньев.
- Высокий уровень текучести кадров в линейных профессиях, таких как курьеры и упаковщики.
- Увеличение спроса на специалистов по ВЭД и экспедированию на фоне роста международной торговли.
2. Рост стоимости жизни и инфляция: С учетом инфляционных ожиданий и повышения стоимости жизни, компании вынуждены пересматривать зарплаты, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке труда.
3. Изменение требований к квалификации: Логистические процессы становятся более технологичными. Внедрение WMS и TMS-систем требует специалистов с новыми компетенциями, что поднимает планку зарплат.
4. Конкуренция за кадры среди компаний: Для привлечения и удержания сотрудников компании внедряют новые модели оплаты труда, гибкие графики работы и расширенные социальные пакеты.
Динамика роста зарплат: от ожиданий к реальности
В январе 2025 года медианная предлагаемая зарплата в логистике выросла на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 112 тыс. руб.. При этом медианная ожидаемая зарплата увеличилась на 14%, составив 80 тыс. руб.. Это свидетельствует о том, что работодатели готовы предлагать более высокую оплату, чем рассчитывают сами соискатели.
Наибольший разрыв между ожиданиями и предложениями зафиксирован по следующим профессиям:
- Курьеры: ожидаемая — 60 тыс. руб., предлагаемая — 146 тыс. руб. (разница 86 тыс. руб.).
- Водители: ожидаемая — 93 тыс. руб., предлагаемая — 137 тыс. руб. (разница 44 тыс. руб.).
- Упаковщики и комплектовщики: ожидаемая — 60 тыс. руб., предлагаемая — 76,6 тыс. руб.

Лидеры по зарплатам в логистике: кто в топе?

Наибольший рост зарплат наблюдается среди руководителей отдела логистики, курьеров и водителей. Эти профессии вошли в тройку лидеров по размеру предлагаемого вознаграждения:
- Руководители отдела логистики — 135 тыс. руб. (+33% год к году).
- Курьеры — 146 тыс. руб. (+30% год к году).
- Водители — 137 тыс. руб. (+28% год к году).
Среди других специальностей отмечены также:
- Начальники складов — 90,4 тыс. руб. (+14% год к году),
- Менеджеры по логистике и ВЭД — 86,9 тыс. руб. (+15%),
- Упаковщики и комплектовщики — 76,6 тыс. руб. (+16%),
- Кладовщики — 70,6 тыс. руб. (+16%),
- Диспетчеры — 57,9 тыс. руб. (+16%).
Прогнозы и вызовы: что ждет рынок труда в 2025 году?
1. Обострение дефицита кадров
Индекс hh.ru, отражающий ситуацию с наймом в логистике, в январе снизился на 0,1 п.п. по сравнению с декабрем 2024 года и составил 3,6 п.п., что указывает на дефицит соискателей. Особенно остро нехватка кадров ощущается среди:
- Кладовщиков (индекс 2,6),
- Водителей (индекс 3,2),
- Грузчиков (индекс 3,4),
- Курьеров (индекс 3,7).
2. Рост спроса на специалистов в области ВЭД и экспедирования
Компании прогнозируют увеличение нехватки специалистов в области ВЭД и клиентского сервиса, что связано с усложнением международных цепочек поставок и ростом экспорта.
3. Адаптация HR-стратегий к новым реалиям
Компании уже сейчас меняют подходы к привлечению и удержанию сотрудников:
- Расширяют социальные пакеты (ДМС, компенсация проезда и питания),
- Запускают образовательные программы, включая обучение на нескольких языках,
- Вводят гибкие графики работы и сдельную оплату труда,
- Автоматизируют рекрутинг и используют реферальные программы.
Вадим Филатов, совладелец и заместитель директора ПЭК, отмечает:
«Для привлечения сотрудников компании расширяют социальные пакеты, запускают образовательные проекты, вводят реферальные программы, переходят на новые модели графика и оплаты труда».
Практические рекомендации для топ-менеджеров
- Пересмотрите компенсационные пакеты: Учитывайте инфляцию и растущие ожидания сотрудников.
- Внедряйте гибкие модели работы: Позволяйте выбирать график и используйте сдельную оплату труда.
- Развивайте внутренние образовательные программы: Это поможет не только удержать сотрудников, но и воспитать новых лидеров.
- Инвестируйте в автоматизацию рекрутинга: Это ускорит подбор персонала и повысит охват кандидатов.
Рынок труда в логистике — перспективы на 2025 год
Рынок труда в логистике в 2025 году будет характеризоваться высокой конкуренцией за квалифицированные кадры, ростом зарплат и изменением HR-стратегий. Компании вынуждены адаптироваться к новым реалиям, предлагая более выгодные условия труда и разрабатывая долгосрочные стратегии удержания сотрудников. Вопрос о том, сохранится ли рост зарплат в 2025 году, остается открытым, но эксперты сходятся во мнении, что конкуренция за кадры только усилится.